Пиранези


Пиранези (Рirаnеsi) - два итальянских гравера: 1) Джамбаттиста П.
(1720 - 78) получил художественное образование в Риме и занимался там
сперва живописью декораций под руководством Валериани, а потом
гравированием под руководством Вази. Не выказав в этом искусстве больших
успехов, он возвратился в свой родной город, Венецию, и здесь пробовал
свои силы в строительном деле, но не нашел в нем поддержки и снова
переехал в Рим, где награвировал целую серию листов, изображающих калек
и больных. После еще одной, неудачной поездки на родину, серьезно
занялся гравюрою и, наконец, достиг значительного совершенства в этом
искусстве, воспроизводя виды и архитектурные памятники Рима и нижней
Италии. Гравюры П. отличаются прекрасною светотенью, смелостью и
эффектностью технических приемов. Они по большей части образуют
сборники, под заглавиями: "Dеllа маguifiсеnzа еd аrснiтеттurа dеi
Rомаni" (1760), "Самрus Маrтius аnтiquае Urвis" (1762, 2 т.), "Аnтiснiта
rомаnе" (1766 - 84, 4 т.), Аnтiснiта dеllа Маgnа Grесiа" и "Аnтiснiта di
Ромреi" (2 т.). Полное собрание гравюр П. издано в 1836 г. Дидо. 2)
Франческо Пиранези (1756 - 1810), сын и ученик предыдущего, вместе со
своим братом, Пьетро, содержал "некоторое время в Париже художественную
школу и фабрику терракота, а также спекулировал произведениями своего
отца. Из его гравюр известны портрет его отца, заглавный лист к его
произведениям (с рисунка Кадеса), "иллюминация Паулинской капеллы" и
"Сидящий Юпитер Капитолийского музея" (с рис. Пироли).