Пиррон


Пиррон из Элиды - греческий философ, умерший около 270 г. до Р. Х.
Биографические сведения о нем, по большей части легендарного характера,
сообщает Диоген Лаэртийский. П., в качестве живописца, сопровождал
Анаксарха. спутника Александра Македонского, во время похода в Азию. По
возвращении из похода сограждане П. выбрали его в жрецы. Учителем П.
считают, хотя и без достаточного основания, мегарика Бризона. Умер он
ок. 270 г. до Р. Хр. Сочинений от П. не осталось. Уже древние почерпали
сведения о нем из сочинений Тимона из Флиунта, ученика П. Учение П.
сводится к трем положениям: 1) о качествах предметов человек ничего
знать не может; поэтому 2) следует воздерживаться от какого бы то ни
было суждения о предметах (акаталепсия или афазия) и 3) человек должен
придерживаться атараксии, т. е. полного равнодушия. Первое положение о
непознаваемости вещей П. доказывал ссылкою на то, что познание как
чувственное, так и разумное шатко; чувственное познание представляет нам
предметы не такими, какие они в действительности, а такими, какими они
нам кажутся; с другой стороны, всякому утверждению может быть
противопоставлено иное утверждение, и притом с тем же основанием, ибо и
разумное познание основано на мнении и привычке, а не на действительном
знании. Впоследствии доказательства в пользу шаткости знания приняли
форму так называемых 10 троп; но эта форма принадлежит уже не П., а
Энезидему. Если мы не можем ничего знать о предметах, то нам следует
воздерживаться от суждений о них. Что нам кажется таким , а не иным,
того мы не должны выставлять как утверждение, а лишь как субъективное
мнение; поэтому и трем основным положениям своим П. вовсе не приписывал
значения твердого и общего учения. Из воздержания от суждения вытекает
атараксия, ведущая к истинному блаженству. Предрассудки вызывают споры и
страсти людей, для скептика же не существует страстей, для него важно и
действительно лишь его настроение. Так как абсолютное воздержание от
суждений и действий невозможно, то скептик следует вероятности и
обычаям, сознавая, что он не руководствуется ни истиной в сфере
теоретической, ни твердым убеждением в сфере практической. До П. никто
сомнение не возводил в принцип, не делал его методичным; П. первый не
только попытался систематизировать сомнение, но очень ясно отметил
субъективность представлений о качествах предметов. В этом отношении П.
несомненно пошел дальние, чем шли софисты, оправдание сомнения у него
более глубокое. Впрочем, не всегда легко разграничить то, что
принадлежит самому П., от того, что в скепсис было внесено позднейшими
скептиками, принадлежавшими к новой академии. Источники для философии П.
- Диоген Лаэртийский (9-я кн.) и Секст Эмпирик ("Пирроновы
основоположения" и "Против математиков"). Ср. Wаddingтоn, "Руrrноn ет iе
Руrrноnisме" ("Sеаnсеs ет тrаvаuх dе l'Асаd. d. Sсiеnсеs моr. ет роl. ",
1876); Сrоusаz, "Ехамеn du Руrrноnisме аnсiеn ет моdеruе" (Гага, 1737);
Sаissет, "Lе sсертiсisме" (П., 1865).