Письма


Письма темных людей (Ерisтоlае овsсurоruм virоruм) - знаменитый
памфлет начала ХVI в. Ни в одном сочинении не отразилась так ярко борьба
между представителями гуманизма и обскурантизма, нигде не были так зло
осмеяны невежество, самомнение и бездарность главных членов старой
партии. Непосредственным поводом к написанию П. послужила полемика между
Рейхлином и Пфефферкорном, из-за апокрифических еврейских книг, которые
Пфефферкорн считал нужным истребить; затем борьба перешла на более общую
почву. После ряда памфлетов, выпущенных тою и другою стороной ("Глазное
зеркало", "Зажигательное стекло", "Триумф Капниона" и т. д.), появились,
наконец, "Ерisтоlае овsсurогuм virоruм" - собрание вымышленных писем,
будто бы написанных разными обскурантами и адресованных Ортуину Грацию,
одному из главных противников гуманистического движения. Язык "П. темных
людей" - испорченный латинский, с примесью немецких слов, т. е. именно
такой, на каком зачастую писали тогда обскуранты. Стиль П. - искусное
подражание высокопарному и запутанному слогу большей части произведений
старой партии. Вопросы, волнующие и затрудняющие "темных людей", сами по
себе достаточно характерны; один желает, напр.. узнать, как следует
называть того, кто готовится получить степень доктора богословия
(маgisтеr nоsтеr) - nоsтеr маgisтrаndus или же маgisтеr nоsтrаndus?
Другой желает быть успокоенным насчет того, не совершил ли он тяжкого
греха, съев в постный день яйцо, в котором уже находился зародыш
цыпленка; третьего мучит воспоминание о том, как однажды он, по ошибке,
отвесил на улице низкий поклон какому-то еврею в длиннополой одежде,
приняв его издали за доктора богословия; четвертый пресерьезно разбирает
вопрос о том, можно ли назвать какого-нибудь ученого членом десяти
университетов, и приходит к заключению, что
Мнимые корреспонденты Ортуина, нападая на гуманистов, высказываются
вообще против чрезмерной учености, например против изучения греческого и
еврейского языка. В тексте "vоs еsтis sаl теrrае" (вы соль земли) они
принимают еsтis за форму от глагола еdеrе - есть; слово Капнион они
считают еврейским; слово Меrсurius они объясняют, как "меrсатоruм
сurius" (заботящийся о купцах), Маvоrs (Марс) разлагают на "маrеs" и
"vоrаns" (пожирающий самцов); "маgisтеr", по их мнению, состоит из
"маgis" (больше) и "теr" (трижды), потому что магистр должен знать втрое
больше, чем обыкновенные люди. Искусно затронуты в письмах вопросы об
индульгенциях, о безнравственности католического духовенства, об
отрицательных сторонах монашеских орденов и т. д.; местами авторы "П."
явились, в этом случае, предшественниками Лютера и его сподвижников, и
несомненно только по недоразумению реформатор отнесся к памфлету
холодно, даже враждебно, как это видно из одного его письма (1517 г.).
Заглавие: "П. темных людей" было навеяно сочинением Рейхлина: "Ерisтоlае
сlаrоruм virоruм" (1514; во втором издании - "illusтriuм"). "П. темных
людей" состоят из 2-х частей; 1-я появилась в 1515 г. и, вместе с
дополнением к ней, изданным несколько позже, заключает в себе 48 П.;
вторая (1517) состоит из 70 П. (также вместе с дополнением). Третья
часть "П. темных людей", напечатанная в 1689 г., не связана органически
с первыми двумя, составлена посторонним лицом и принадлежит к той же
группе подделок или подражаний "П.", как напр. "Ерisтоlае овsсurоruм
virоruм dе соnсiliо Vатiсаnо", выпущенные в свет в нашем столетии
(1872). Немало догадок возбуждал вопрос о том, кто был автором П. По
мнению Дав. Штрауса, подкрепленному вескими аргументами, главным
составителем их был гуманист Крот Рубиан, а во второй части, более
серьезной, отражающей местами реформационные идеи, чувствуется рука
Ульриха фон-Гуттена. Вскоре после выхода в свет "П. " авторство их
приписывалось Рейхлину, потом Эразму и Гуттену; в разное время
высказывались также предположения относительно участия в составлении П.
Германна фон Нуэнара, Эобана Гессе и нек. др. При самом появлении своем
"П. темных людей" ввели многих в заблуждение; коегде люди старой партии,
не разобрав иронии, сочли их произведением подлинных обскурантов и с
радостью покупали книгу; скоро они поняли свою ошибку и увидели, как зло
посмеялись над ними противники. Озлоблению обскурантов не было предела;
желая отомстить анонимным авторам, они добились того, что папа издал
приказание об истреблении экземпляров П., где бы они ни нашлись, и
безусловно осудил их, как еретическую и безнравственную книгу. Ортуин и
его единомышленники пытались бороться с авторами "П. темных людей" и
литературным путем; с этой целью выпущены были "Сетования темных людей"
("Lамеnтатiоnеs овsсurоruм virоriuм, поп рrонiвiтае реr sеdем
ароsтоliсам, Оrтuinо Grатiо аuстоrе", 1518). Это была попытка выставить
"темными людьми" самих гуманистов, оплакивающих будто бы неудачный исход
предпринятой ими полемики. Но ни это ответное произведение, довольно
бездарное, ни стеснительные меры против "П. темных людей" не могли
помешать крупному их успеху; в короткое время они были изданы несколько
раз и породили множество подражаний. И теперь "П. темных людей"
производят впечатление смелого, остроумного памфлета, многие страницы
которого могут быть прочитаны с большим удовольствием. Неприятно
поражает местами грубоватый, цинический тон, прорывающийся иногда в "П.
темных людей" - напр. в намеках на интимные отношения Ортуина к жене
Пфефферкорна. Историческое значение "П. " было весьма велико; в истории
борьбы между истинным просвещением, независимыми взглядами, широким
кругозором - с одной стороны, и педантизмом, нетерпимостью и умственной
ограниченностью - с другой, "П. темных людей" занимают видное и почетное
место. Ср. Дав. Штраус, "Ульрих фон Гуттен" (русский перевод под ред. Э.
Радлова, СПб., 1896); Н. Рunтz, Ulriсн vоn Нuттеn" (Лпц., 1876);
Rеiснеnвасн, "Ulr. v. Нuттеn" (Лпц., 1877); Ludwig Gеigеr, "Rеuснlin";
С. Кrаusе, "Н. Еоваnus Неssus"; Н. UIмаnn, "Frаnz v. Siскingеn";
Камрsснulте, "Dе Сrото Ruвiаnо" (Бонн, 1862); его же, "Diе Univеrsiтат
Еrfurт in iнrем VеrнаIтnissе zu Нuмаnisмus u. Rеfоrматiоn"; А.
Кирпичнииков, "П. темных людей" (статья в "Ж. М. Н. Пр.", 1869, СХLIII);
Наgеn, "Dеuтsснlаnd's liтlеrаrisсне und rеligiоsе Vеrнаlтnissе iм
Rеfоrматiоnszеiтаlтеr (Эрланген, 1841 - 44). Из изданий "П. темных
людей" лучшее - Воскing'а (Лпц., 1864), в дополнительном томе собрания
сочинений Ульр. ф. Гуттена.