Плаун


Плаун (Lусороdiuм L.) - родовое название растений из семейства
плауновых (Lусороdiасеае). Разнообразные представители (более 100 видов)
этого рода или растут на земле, развивая прямостоячие, приподнимающиеся
или ползучие стебли, или поселяются эпифитами на деревьях (под
тропиками), свешиваясь с них своими иногда довольно длинными стеблями.
Стебли ветвятся дихотомически или моноподиально, при чем ветвление не
стоит в связи с листьями. Листья мелкие, простые, линейные) ланцетные,
игловидные, чешуйчатые располагаются густою спиралью или накрест
супротивно. Спиральные листья бывают все одной фермы; тогда как
супротивные листья - двух родов: находящиеся по бокам стебля обыкновенно
крупнее спинных и брюшных листьев. У некоторых видов (L. Sеlаgо,
еruвеsсеus, rеflехuм и у др.) на стеблях развиваются так наз. выводковые
почки; это - небольшие веточки, содержания несколько мелких листьев: они
обособляются от стебля и; попав на землю, прорастают, следовательно -
служат органами вегетативного размножения. Кроме листьев, стебли
развивают еще корни, обыкновенно дихотомически разветвленные.
Споролистики у одних видов (напр. у L. Sеlаgо) не отличаются по своей
форме, величине и цвету от вегетативных листьев, у других видов они
сильно разнятся от них; у таких видов споролистики бывают собраны на
конце прямостоячей (у наземных видов) или висячей ветви (у эпифитных
видов) в простые или в разветвленные колосья. Почковидные, одногнездные
спорангии располагаются по одиночке у основания листа, почти в самой
пазухе его. Они возникают из группы поверхностных клеточек листа,
достигают сравнительно значительной величины и вскрываются двумя
створками, на подобие раковины. Споры все - одного рода; они бывают или
округло тетраэдрические, или билатеральные. У наших видов они прорастают
очень редко. Заростки различной формы: у L. аnnотinuм в виде подземного
беловатого довольно крупного клубня, ведущего сапрофитный образ жизни и
развивающего на верхней поверхности половые органы, архегонии и
антеридии; у L. inundатuм и у тропического L. сеrnuuм заросток в виде
небольшого бледно-зеленого тельца, торчащего из земли и развивающего
зеленые плоские лопасти; у основания таких лопастей развиваются
архегонии, а на них самих антеридия; у тропического же вида L.
Рнlеgмаriа заросток бесцветный, в виде ветвистой нити, разрастающейся по
коре деревьев; этот заросток размножается выводковыми почками. Архегонии
и антеридии построены по типу таких же органов папоротников. В
Европейской России встречается пять видов П. : L. сомрlаnатuм L.
(баранец, бор-зилле, деряба), L. Sеlаgо L., L inundатuм L; L. аnnотinuм
L. и L. сlаvатuм L. Растут наши виды П. в тенистых еловых и сосновых
лесах, по торфяникам, на глинистой, влажно-песчаной почве. Виды П.
находят различное практическое применение; так, споры многих видов,
преимущественно же L. сlаvатuм, употребляются в виде детской присыпки
(Sемеn или Рulvis Lусороdii), для пересыпки пилюль, в физических опытах
и пр.; в Швеции и Норвегии из стеблей делают половики. Настой стеблей L.
Sеlаgо служит сильнейшим пургативным и абортивным средством. Высушенные
листья L. сlаvатuм дают лошадям от запора и пр.
комнаты, залы или какого-либо другого внутреннего помещения в здании, в
особенности же такой, который украшен лепною работою или живописью.
Самая простая разделка П. состоит в том, что поддерживающие потолок
поперечные балки остаются не скрытыми и разделяют его площадь на
несколько продолговатых пространств, при чем как эти пространства, так и
самые балки орнаментируются. Древние греки и римляне стали разбивать
потолок на части не только поперечными балками, но и продольными,
пересекающими их под прямым углом, чрез что получались четырехугольные
(иногда многоугольные) пространства, так наз. кассеты, декорировавшиеся
розетками, звездами и др. лепными орнаментами. Этот прием разделки П.
перешел из античной архитектуры в искусство эпохи Возрождения и
новейшего времени. Но на ряду с его употреблением, вошло в обычай
устраивать П. без сильно выступающих вперед ребер, вообще ровные,
ограниченные по краям лепным карнизом, составляющим переход к ним от
вертикальных стен здания и украшенные внутри, во избежание монотонности
их обширного поля, скульптурным орнаментом или живописью. В простейшем
виде живопись эта обыкновенно состоит из цветочных и лиственных гирлянд,
арабесок, арматур и др. несложных мотивов, а в более роскошном
представляет собою целые картины, которые пишутся либо прямо на
потолочной штукатурке (аl frеsсо), либо на полотне, потом наклеиваемом
или натягиваемом на потолок. Старейшие мастера этой, так наз.
"плафонной", живописи трактовали ее так, как обыкновенно исполняют
картины, т. е. не обращая внимания на то, что на произведение надо
смотреть снизу вверх (di sотто in su), и сообразно с этим строили
перспективу изображения; их П. походили на ковры, горизонтально
распяленные на потолке. Так поступали еще Рафаэль и Микеланджело. Но уже
Мелоццо да Форли и Мантенья компоновали П. с таким расчетом, чтобы
изображенные фигуры и предметы казались не лежащими, а находящимися в
вертикальном положении, и для того рисовали их в надлежащем ракурсе. Еще
дальше пошел Корреджо, занимавший пространство П. изображением, как бы
видимым чрез отверстие в потолке, под открытым небом (П. пармского
собора). К такой же оптической иллюзии стремились Джулио Романо в
плафонной живописи мантуанского палаццо дель-Те и венецианцы (П.
Веронезе, Тинторетто и др.), оживлявшие свои гигантские П. (нацр. во
дворце дожей) массою фигур, представленных на различных планах и в
крайне смелых сокращениях. В, ХVII и ХVIII ст. распространился обычай
вводить в композицию плафонных картин перспективные архитектурные
мотивы. Среди многочисленных искусных мастеров по этой части, работавших
в означенных столетиях, особенно прославился венецианец Тьеполо. В
новейшее время одни из художников, как напр. Корнелиус в П. мюнхенских
глиптотеки и црк. св. Людвига, возвратились к манере Рафаэля и
предшествовавших ему живописцев, а другие, как напр. Бодри, в
декоративных панно потолка нового здания парижской оперы, держатся
перспективных приемов Корреджо, Дж. Романо и венецианцев.