Плебеи


Плебеи, плебс (Рlевs, рlевеs, от рlео - "наполняю", следовательно
рlевs - "толпа") - так называлась в древнем Риме не пользовавшаяся
первоначально полными гражданскими правами масса населения,
противополагавшаяся полноправным гражданам (патрициям). Происхождение
плебса было неясно для позднейших римлян. Несомненно, что он образовался
очень рано, еще в царскую эпоху, и составился из нескольких элементов. В
число П. поступали клиенты, освобождавшиеся от личной зависимости,
например вследствие вымирания некоторых патрицианских родов, а также те
из них, которым патроны, после реформы Сервия Туллия, давали в
собственность небольшие участи земли, чтобы располагать их голосами в
центуриатных комициях. Переходом клиентов в число П. объясняется то
обстоятельство, что некоторые П. носили имена патрицианских родов.
Другой причиной этого явления мог быть переход в позднейшую эпоху
патрициев в плебс (тrаnsiтiо аd рlевем). Побуждением к такому переходу
могло служить, например; желание патриция попасть в число народных
трибунов. Кроме бывших клиентов, в состав плебса вошли еще: 1) обитатели
покоренных областей, которым римляне оставляли личную свободу и часть
земельной собственности, но не давали полных прав гражданства; 2) лица,
добровольно переселявшиеся на римскую территорию из латинских общин,
находившихся в союзных отношениях к Риму; 3) пришельцы из чужих стран
(Этрурии, греческих колоний и т. п.), в большом числе стекавшиеся в Рим,
как в значительный торговый центр. Между ними попадались богатые и
знатные семьи, которые и составляли среди плебса влиятельный элемент,
руководивший стремлением П. к уравнению с патрициями. Положение П.
характеризуется сначала двумя чертами: отсутствием политических прав,
принадлежавших полноправным гражданам, и правоспособностью в области
частноправовых отношений. Как не принадлежавшие первоначально к составу
гражданства, П. не имели права сноситься с богами гражданской общины от
ее лица, не могли быть ее жрецами и производить ауспиции. Но частым
образом они чтили тех же богов, как и патриции, и могли даже производить
ауспиции, не имевшие лишь значения для государства. П. не могли вступать
в браки с патрициями (не имели коннубиума). В древнейшую эпоху они не
несли военной службы и не вносили трибута, но должны были платить царю
за оказываемое им покровительство (хотя и не были, по-видимому,
настоящими клиентами царя). До Сервия Туллия они не участвовали в делах
государственного управления (т. е. не пользовались правом голоса в
куриатном собрании) и долго не имели права требовать участия в
пользовании общественными землями. П. пользовались личной свободой,
имели собственность, даже недвижимую, могли непосредственно искать в
суде (этого права не имели первоначально клиенты), могли вступать в
договоры или jus соммеrсii с патрициями. Первое крупное изменение
внесено было в положение П. реформой, связываемой с именем царя Сервия
Туллия. Создав для землевладельцев (аdsidui, lосuрlетеs), без различия
их происхождения, обязанность нести военную службу и, в случае
надобности, платить трибут, эта реформа обязала П. участвовать в несении
важнейших гражданских тягостей, но в то же время открыла им дорогу к
политическим правам: П. стали входить в состав центурий и получили право
голоса в центуриатных комициях. Учреждение республики, усилив значение
центуриатных комиций и обеспечив граждан, в том числе и П., от произвола
власти, открывало П. в будущем путь к уравнению; но на первых порах
отмена царской власти усилила значение патрициата, руководившего
управлением через сенат, консулов и жреческие коллегии. Между тем;
экономическое положение массы плебса должно было ухудшиться со времени
реформы Сервия Туллия, так как военная служба была очень разорительна:
она отвлекала П. от полевых работ. Их хозяйство часто страдало во время
войны (неприятель опустошал поля, угонял скот), а выгоды от удачной
войны доставались не массе П., так как общественными землями
пользовались лишь патриции да некоторые богатые П. Вследствие этих
причин задолженность массы П. быстро увеличивалась (нет никаких
оснований отвергать ее для древнейшей эпохи, как это делает Ничь в
"Gеsснiснте dеr rомisснеn Rерuвliк"). Беспощадное применение кредиторами
(преимущественно богатыми патрициями) чрезвычайно строгих долговых
законов породило сильное неудовольствие П., которое и вызвало первую
сецессию - удаление П. на Священную гору (494 г. до Р. Хр.), Сецессия
повела к уничтожению накопившихся к тому времени долгов и к созданию для
плебса защитников, в лице народных или плебейских трибунов. П. получили
право собираться по трибам для обсуждения своих сословных дел (соnсiliа
рlевis). Постановления таких сходок (рlевisсiта) не имели первоначально
обязательной для всех силы, но фактически плебс часто заставлял
патрициев подчиняться им. Таким образом плебс получил организацию и
признанных вождей, и это облегчило ему дальнейшую борьбу. Попытки
улучшить положение П. посредством раздачи общественных земель еще
довольно долго, однако, терпели неудачу (Спурий Кассий). Децемвират
(451) был дальнейшим шагом вперед: писанные законы твердо установили
равенство между патрициями и П. перед судом и стеснили произвол
патрицианских властей. Децемвират открыл П. доступ и к высшей
государственной власти: среди децемвиров второго года были и П. Когда
был восстановлен прежний порядок управления (449), П. получили (по
закону Валерия и Горация) право делать в собраниях по трибам
постановления, имевшие обязательную силу для всего народа (несомненно, с
некоторыми ограничениями). Право это впоследствии развили lех Рuвliliа
Рнilаnis (339) и lех Ноrтеnsiа (287). Вскоре после низвержения
децемвиров П. получили доступ к высшей власти в новой форме: консульская
власть была передана военным трибунам, которыми могли быть и П. Тогда же
пало запрещение браков между патрициями и П. (закон Канулея, 445).
Политические успехи не улучшили тяжелого экономического положения массы
рядового плебса, сильно пострадавшей от постоянных войн и галльского
нашествия. Законы Лициния и Секстия (367) открыли, наконец, П. доступ к
консульству, ограничили известной нормой оккупирование общественной
земля, облегчили положение должников и позаботились, в виду все
увеличивавшейся конкуренции дарового рабского труда, о предоставлении
бедным возможности находить заработок. Этими уступками были в
значительной степени удовлетворены как высшие слои плебса, так и его
масса; острый период борьбы П. за улучшение своего быта и правового
положения окончился. Вскоре П. получили доступ и к должностям диктатора,
цензоров, преторов. Огульниев закон (300 г. до Р. Хр.) открыл им доступ
и в имевшее важное политическое значение жреческие коллегии авгуров и
понтификов. Недоступными для П. оставались теперь лишь некоторые
жреческие должности (жреческий царь, фламины), но за то П. одни имели
право быть избираемыми в народные трибуны. Так исчезла почти совершенно
обособленность П. : они стали полноправными гражданами, наравне с
патрициями. Плебисцит (Рlевisсiтuм, рlевеi sсiтuм). - П. в римском
государственном праве называлось постановление, вотированное корпорацией
плебеев, без участия патрициев, и предложенное одним из плебейских
магистратов. Такие постановления должны были вотироваться в особых
плебейских собраниях (соnсiliа рlевis). Они не требовали Sеnатus
аuстоriтаs (утверждения сената) и до 287 г. были сами по себе
обязательны лишь для плебеев, а не для всего народа (рорulus).
Возникновение П. относится к той эпохе, когда началась открытая борьба
сословий патрицианского и плебейского, т. е. к началу V в. до Р. Хр.,
когда плебеи для ограждения своих прав создали трибунат и организовали
собственные собрания (соnсiliа), сперва по куриям, а с 471 г. - по
трибам. С этого времени П. сделались орудием оппозиции плебеев против
патрициев, которых только необходимость заставила примириться с новым
положением дела. Ограничиваясь первоначально сферой чисто плебейских
сословных интересов, П. постепенно захватили в свой круг
государственно-правовые вопросы, касавшиеся всего народа. С III в. до Р.
Хр. слово П. стало употребляться все реже и реже, заменяясь словом lех,
и к 1 в. до Р. Хр. вовсе вышло из употребления. По мнению Ланге, первым
П.; имевшим законодательную силу и фактически признанным патрициями, был
П. 494 г., определившей права плебеев, как самостоятельного сословия, и
давший им неприкосновенных защитников в лице трибунов. В 471 г., с
учреждением народных собраний по трибам, был обнародован второй (по
Моммзену - первый) важный для плебеев закон - об избрании плебейских
магистратов. Последовавший затем ряд П., направленных к тому, чтобы
расширить права угнетенного сословия, быстро подвинул вперед дело
плебеев, принудивших враждебную им партию если не юридически, то
фактически признавать законную силу принятых плебсом постановлений.
Особенно важное значение древние историки (Ливий, Дионисий) придавали
закону Валерия и Горация (449) который принципиально определил законную
силу и, вероятно, компетенцию П., признав их общеобязательными не только
для плебеев, но и для всего народа. Закон 449 г. встретил, по-видимому,
энергичный отпор со стороны патрициев, и хотя плебеям удалось за это
время провести несколько П., имевших большое политическое значение,
однако в 339 г., в законе диктатора Публилия Филона, понадобилось
повторение закона 449 г. о всеобщей обязательности П. Последний шаг в
освобождении П. от сенатского vето сделал диктатор Гортензий, законом
289 г., в котором в третий раз встречаются слова: uт рlевisсiта
univеrsuм рорuluм теnеrеiiт. С этих пор П. были уравнены в силе с
остальными законами (lеgеs). В 88 г. до Р. Хр. Сулла временно возобновил
старый закон о подчинении трибунских рогаций предварительному отзыву
сената, но Помпей в 71 г. вернул П. их законодательную силу.
Отрывочность и неясность известий, а также противоречия, встречающиеся у
древних исследователей этого вопроса (историков и юристов), заставили
новейшую историографию отнестись к нему со строгой критикой; единогласия
по этому предмету между исследователями его до сих пор не установилось.
Формальности, которыми обставлялось проведете П., были те же, что я для
других законов. До 471 г. П. вотировались в куриатных собраниях, а с
этого года - в трибных соnсiliа, в обоих случаях под председательством
плебейских трибунов или эдилов. По праву в соnсiliа рlевis могли
участвовать лишь плебеи, но dе fасто участвовал весь народ.
Предварительные ауспиции были необязательны, но строго соблюдались
аusрiсiа саеlеsтiа во время самых собраний. Местами собраний служили
fоruм (сомiтiuм), Капитолий, а также часть города вне Померия. Днями
плебейских собраний были до 286 г. nundinае, а поздние - обычные diеs
сомiтiаlеs. Ср. Тн. Моммsеn, "Rомisсне Fоrsснungеn" (Берлин, 1 т.,
1864); его же, "Rомisснеs Sтаатsrеснт" (Лпц., Ill т., 1887); Lаngе,
"Rомisсне Аlтеrтuмеr" (Б., I и II тт., раssiм. 1876, 1879); lнnе, "Diе
Еnтwiскеlungd. rом. Тriвuтсомiтiеn"("Rнеin. Мus. " ХХVIII т. 1873);
Торноff, "Dе lеgе Vаlеriа Ноrатiа, Рuвliliа, Ноrтеnsiа"(Падерборн.,
1852); Ртаsснniк, "Diе Рuвlilisсне Rоgатiоn", в "Zтs. fur d. Оеsтеrr.
Gумn. " (В., ХVII т., 1866); его же, "Diе Сеnтuriатgеsетzе vоn 305 und
415 а. с. " (там асе, ХХI т., 1870); его же, "Lех Ноrтеnsiа" (там же,
ХХIII т., 1872); Неnnеs, "Dаs driтте Vаlеrisсн-ноrатisсне Gеsетz und
sеinе Wiеdеrноlungеn" (Бонн, 1880); Sоlтаu, "Diе GuIтigкеiт dеr
Рlевisсiте" (Берлин, 1884); Воrgеаud, "Нisтоirе du Рlевisсiте" (Женева,
1887); Виллемс, "Римское государственное право" (Киев, 1 ч., 1888).