Площадь


Площадь - часть поверхности, ограниченная каким-либо замкнутым
контуром. Величина П. выражается числом заключающихся в ней квадратных
единиц. Вычисление П. производится с помощью приемов, излагаемых в
геометрии и приложении интегрального исчисления к геометрии. Плутарх
(РlоuтаrсоV, ок. 46 - 120 г. по Р. Хр.) - знаменитый греческий моралист,
родился в богатой семье в Херонее (в Беотии), получил высшее образование
в Афинах, где примкнул к академическому философу Аммонию. Ему удалось
побывать и в Александрии. Он учился физике и естественным наукам, в
молодости занимался и риторикою, но вскоре отстал от ее и, как
приверженец Платона, находился в решительной вражде с общим
софистическим направлением своего века. В Риме он бывал несколько раз;
впервые пришел он туда еще молодым человеком при императоре Веспасиане.
Он достиг некоторого влияния при дворе императоров, есть известие, что
Траян требовал от наместников Ахайи, чтобы они в управлении провинцией
руководились указаниями П. Адриан также покровительствовал ему, но
известие о том, что П. был воспитателем этого императора, вымышлено в
средние века. В родном своем городе П. был избираем смотрителем построек
и архонтом; может быть, он был и беотархом. С дельфийскими жрецами П.
поддерживал тесную связь; Афины дали ему право гражданства. Он был
примерным семьянином, жил в полном согласии с согражданами и находился в
дружбе и переписке со многими римлянами и греками. большую часть своего
досуга он уделял обучение сыновей и других молодых людей, не устраивая,
однако, настоящей школы. Часть его бесед с учениками вошла в записи его
сочинений. Большая часть его сочинений дошла до нашего времени; они
очень многочисленны. Как видно из каталога некоего Ламприи,
предполагаемого ученика П., в древности насчитывалось их всего 210.
Сохранившиеся произведения П. делятся на два главных класса: биографии
или исторические труды и философскопублицистические сочинения, известные
под общим названием "НJiка" или "Моrаliа". Из первой группы дошло до нас
46 параллельных биографий, к которым примыкают еще 4 отдельных
жизнеописания (Артаксеркса, Ареста, Гальбы и Отона); несколько биографий
утеряно. Соединение двух параллельных жизнеописаний - биографии грека с
биографиею римлянина - соответствовало давнему обычаю биографов,
заметному еще у Корнелия Непота, и притом очень подходило к взглядам П.,
который всей душой был предан прошлому своего народа, но охотно
признавал изумительную силу римской государственности и одинаково считал
в числе своих ближайших друзей и греков, и римлян. В большинстве пар
причина соединений понятна сама по себе (соединены, напр., величайшие
ораторы - Цицерон и Демосфен, древнейшие законодатели - Ликург и Нума,
знаменитейшие полководцы - Александр и Цезарь). У 19 пар П. дает еще, в
заключение биографий, краткое указание общих черт и главнейших различий
сравниваемых мужей. Автор нигде не является историком, критически
исследующим факты; его цель - дать философские характеристики,
представить данную личность возможно всесторонне, чтобы нарисовать
поучительную картину, побудить читателей к добродетели и воспитать их к
практической деятельности. Этою целью объясняется большое количество
фактов из частной жизни изображаемых лиц, анекдоты и остроумные
изречения, изобилие моральных рассуждений, разнообразные цитаты из
поэтов. Недостаток исторической критики и глубины политической мысли не
мешал и до сих пор не мешает биографиям П. находить многочисленных
читателей, интересующихся их разнообразным и поучительным содержанием, и
высоко ценящих теплое гуманное чувство автора. Как бы дополнением к
биографиям являются "Апофегмы царей и полководцев", к которым в
рукописях присоединяется подложное письмо П. к Траяну и столь же
подложные мелкие собрания разных иных "апофегм". Некоторое отношение к
истории имеют и описания странных обычаев римлян и греков,
заимствованные П. у Варрона, Аристотеля и других, а также несколько
риторических опытов об афинянах, Александре Вел., римлянах. Философские
сочинения П. называются обыкновенно "моральными" (Моrаliа); есть между
ними, однако, и трактаты религиозные, политические, литературные и
естественно-исторические. По форме, между этими трактатами преобладают
диалоги. Мы имеем здесь прежде всего ряд сочинений, в которых даются
педагогические указания и советы молодым людям, приступающим к занятию
философскими науками. Далее, несколько сочинений посвящено объяснению
трудных мест в диалогах Платона и полемике со стоиками и эпикурейцами.
Диалог "Против Калота", многочисленными своими выдержками из Гераклита,
Демокрита, Парменида, Эмпедокла и эпикурейцев, весьма важен для истории
греческой философии. Специально этике посвящено П. около 20 сочинений,
являющихся, в большинство случаев, как бы проповедями, в которых автор
старается "научить добродетели" множеством примеров из жизни и цитат из
поэтов. Они схожи с некоторыми сочинениями Сенеки. На определенные
случаи написаны П. три "утешительные речи" (раrамuJiсоi): одна к
собственной его жене, по случаю смерти дочери, другая к изгнанному из
родины другу, третья к отцу, потерявшему сына. Мораль у П. всегда тесно
связывается с религией; он стремится к очищению веры и культа и к
согласованию их с философией. П. восставал против суеверий, а так же и
против атеизма эпикурейцев и прагматического рационализма евгемеристов.
Собственная его религиозная система составлена из демонологии, мантики и
аллегорического объяснения мифов. Очень глубок по мысли и богат
содержанием диалог :"О позднем наказании безбожника", подобно "Политии"
Платона оканчивающийся фантастическим изображением загробного мира. К
теософическим сочинениям П. относится также диалог "О демонионе
Сократа". Из естественноисторических сочинений П. наиболее значителен
диалог "О видимом на диске луны лице", в котором сохранены любопытные
известия о предшественнике Коперника, астрономе Аристархе Самосском.
Характерны для П. его сочинения о животных, в душевную жизнь которых он
пытается проникнуть; он сильно восстает против мучения людьми животных.
П. был врагом эпикурейского принципа "LаJе вiwsаV" ("живи в тиши") и
настаивал на необходимости общественно-политической деятельности. На эту
тему им написано несколько рассуждений, многие из которых вызваны
случайными поводами. Основою государства П. считал семью, восхвалению
которой посвящены им особые сочинения; из них особенно выдаются "Gамiса
раrаggеlмата". П. принадлежат также комментарии к Гезиоду, Арату и
Никандру, дошедшие до нас в отрывках, критическая статья о Геродоте,
сравнение Аристофана с Менандром и важный для истории диалог "Реri
моusiснV", с большими выдержками из лучших писателей о музыке,
Аристоксена и Гераклита. Более всего отразилась личность П. в его
"Застольных беседах" (Suмроsiаса), которые, в 9 книгах, дают
непринужденные рассуждения о самых разнообразных предметах: об
удобоваримости пищи, о воздержании евреев от свинины, о венках, о числе
муз, о видах танцев и т. д., при чем все эти рассуждения переплетаются с
обильными и удачными цитатами из поэтов и прозаиков. К Suмроsiаса в
рукописях П. примыкает "Пир семи мудрецов", принадлежащий П., как теперь
доказано, столь же мало, как и "Биографии 10 ораторов", "Жизнеописание
Гомера", сочинения "О догматах философов", "О реках" и мн. др. соч.,
раньше приписываемых Плутарху. П. был характерный представитель многих
лучших сторон эллинского миросозерцания; его отличительные свойства -
добродушная искренность, нравственная теплота; спокойная умеренность в
суждениях, оптимистичный взгляд на вещи. Жалкое положение современной
ему Эллады отразилось, однако, и на нем: он далек от свободолюбивых
мечтаний и горячего стремления вперед, консервативен во всех своих
воззрениях, обо всем судит с односторонней этической точки зрения и ни в
чем даже и не старается пролагать новых путей. О сравнительных
достоинствах рукописей П. см. критические аппараты к изданиям Rеisке
(Лпц., 1774 - 82), Sinтеnis ("Vilае", 2 изд., Лпц., 1858 - 64);
Wуттеnвасн ("Моrаliа", Лпц., 1796 - 1834), Веrnаrdакеs("Моrаliа", Лпц.
1888-95), также Тrеu, "Zur Gеsсн. d. Uевеrliеfеrung vоn Рluт. Моrаliа"
(Бресл., 1877 - 84). Словарь плутарховского языка - при назв. издании
Wуттеnвасн'а. О жизни П. скудные сведения дает Свида. Из новых соч. ср.
Wеsтеrмаnn, "Dе Рluт. viта ет sсriртis" (Лпц.. 1855); Vоlкмаnn. "Lевеn,
"Sснrifтеn und Рнilоsорнiе dеs Рluтаrсн" (Б., 1869); Мuнl,
"Рluтаrснisсне Sтudiеn" (Аугсбур, 1885) и др. Из переводчиков П. на
новые европейские языки особою славою пользовался Амио . На русский язык
П. стали переводить еще с прошлого века: См. переводы Писарева,
"Наставления П. о детоводстве" (СП б., 1771) и "Слово о не преступающем
любопытстве" (СП б., 1786); Ив. Алексеева, "Нравственные и
философические сочинения П. " (СП б., 1789); Е. Сферина, "0 суеверии"
(СП б., 1807); С. Дистуниса и др. "Плутарховы сравнительные
жизнеописания" (СП б., 1810, 1814 - 16, 1817 - 21); "Жизнеописания П. "
под ред. В. Герье (М" 1862); биографии П. в дешевом изд. А. Суворина
(пер. В. Алексеева. т. I - VII) и под заглавием "Жизнь и дела знаменитых
людей древности" (М., 1889, 1 - II); "Беседа о лице, видимом на диске
луны" ("Филол. Обозрение" т. VI. кн. 2). Ср. исследование Я.
Елпидинского "Религиознонравственное мировоззрение Плутарха
Херонейского" (СП б., 1893).