Повести


Повести или Повесть временных лет - так называется в исторической
науке (Костомаров, Бестужев-Рюмин, Бычков и др.) древнейший из дошедших
до нас летописных сводов, озаглавленный следующими словами: "Се повести
временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве первее начал
княжить и откуда русская земля стала есть" (Лаврентьевский список ХIV
века, летописи Софийская 1я, Воскресенская, Львовская и др.; в
Ипатьевском списке ХV века вм. "повести" - "повесть"). Этот свод
называют также Несторовой летописью, временником Нестора, первоначальною
летописью, Сильвестровским сводом; но термин "Повесть временных лет"
заслуживает предпочтения по своей точности и объективности. Рассказав о
разделении земли между сыновьями Ноя, перечислив русские племена и их
ближайших соседей, описав их нравы и обычаи, сказав несколько слов о
первоначальной истории Киева, П. временных лет начинает погодный рассказ
о русских событиях в связи с греческою и болгарской историей (сведения
заимствуются из продолжения Амартола): первая хронологическая дата - это
6360 (852) год, как начало царствования Михаила III Мефиста (6360
ошибочно вм. 6350, вследствие неточных данных "Никифорова летописца" -
одного из источников П. временных лет). Рассказ составителя свода
прерывается после 1110 г. Точно сказать, где оканчивался свод, в
настоящее время трудно, так как П. временных лет не дошла до нас в своем
первоначальном виде, а известна как первая часть целого ряда летописных
сводов, где она соединяется с последующим рассказом киевских.
суздальских, новгородских летописцев). Сравнительное исследование всех
этих сводов может восстановить первоначальный состав и объем П.
временных лет. Все списки П. временных лет можно разделить на два
главных семейства, сообразно с данными помещенных в них хронологических
таблиц, где указано число лет между главными событиями всемирной и
русской истории. В первом семействе списков (сюда относятся
Лаврентьевский, Ипатьевский и сходные с ними списки) хронологическая
таблица помещена под 852 годом и последним событием в ней названа смерть
вел. князя Святополка Изяславича, относящаяся к 1113 г. Во втором
семействе (списки летописей Софийских, Новгородской 4-й) таблица
читается под 883 г., при чем последним указан калкский бой (1223 г.): но
это событие, равно как упоминание о взятии Киева (1203), в П. временных
лет, доводившую, как указано выше, летописный рассказ только до начала
ХII в., вставлено лишь при позднейшей ее переработке, и в сущности
последним событием в таблице значилось второе перенесение мощей Бориса и
Глеба (1115), после чего указывалось число лет княжения, Владимира
Мономаха: "а володимер ярославич 4 лета". Что под Владимиром Ярославичем
(ошибочно вм. Всеволодович) разумеется Владимир Мономах, видно из того,
что вслед за этим перечисляются сыновья Мономаха ("володимера ярославича
сынове: мстислав, изяслав" и т.д.). Итак, оказывается, что оригинал
списков второго семейства П. временных лет восходит к четвертому году
княжения Владимира Мономаха, т. е. к 1117 г., между тем как оригинал
списков первого семейства составлен в 1116 г. : вслед за рассказом о
чудесном явлении огненного столпа в Печерском монастыре там читается
запись игумена Михайловского монастыря Сильвестра о том, что им написаны
"книги си летописец" в 1116 г. 0тсутствие этой записи в Ипатьевском и
сходных списках, равно как и продолжение в них летописного рассказа за
1110 г., объясняется влиянием ни некоторые списки первого семейства
списков второй группы. Из всего предыдущего следует, что П. временных
лет составлена в 1116 г. игуменом Сильвестром: летописный рассказ
древнейшей редакции был доведен до 1110 г. В следующем 1117 г. труд
Сильвестра подвергся переработке и дополнениям; эта редакция дошла до
нас только в соединении с новгородскими летописями. Редакция 1117 г.
оказала влияние на списки Сильвестровской редакции: в результате явились
смешанные редакции, как списки Ипатьевский (влияние второй редакции
очень значительно), Радзивиловский (влияние менее значительно),
Лаврентьевский (влияние второй редакции наименее заметно). Игумен
Сильвестр не был летописцем, а только сводчиком более древнего
летописного материала: этим объясняется то, что он оставил
незаполненными 1111 - 1116 гг. В состав Сильвестровского свода вошли,
между прочим: 1) летописный свод, составленный, вероятно, в конце ХI в.
и дошедший до нас в позднейшей переработке, а именно в соединении с
Новгородскою 1 летописью (комиссионный, Толтовский и др. списки этой
летописи; см. издание ее); 2) греческая хроника продолжателя Амартола, в
болгарском переводе; 3) житие Василия Нового (ср. А. Н. Веселовский, в
"Ж. М. Н. Пр. ", 1889, январь); 4) договоры с греками; 5) летопись
Киево-печерского монастыря, некоторые статьи которой, как указал еще
Костомаров, принадлежали Нестору; 6) несколько народных сказаний (напр.
о смерти Олега, о Кожемяке и др.) Составитель следующей по времени
редакции П. временных лет, работавший, как указано выше, в 1117 г.,
дополнил Сильвестровскую редакцию, между прочим, на основании следующих
источников: 1) Никифорова летописца, который дал основание хронологии
(852й год) и дополнительные сведения о некоторых византийских
императорах; 2) хронографа, сходного, по-видимому, с "Эллинским и
Римским летописцем"; из него взяты, между прочим, чудесные рассказы под
1114 г. (ср. Истрин, в "Ж. М. Н. Пр.", 1897, ноябрь); 3) народных
преданий (сюда относится, напр., рассказ о первоначальном поселении
Рюрика не в Новгороде, а в Ладоге) и сказаний (напр., рассказ ладожан о
полуночных странах, подобный же рассказ Гюряты Роговича). Кроме того,
составитель новой редакции дополнил летопись рассказом о событиях 1111 -
1117 гг. Наконец, к этой же редакции было, по-видимому, присоединено
поучение Владимира Мономаха и некоторые выписки из его бумаг: связь
поучения со второю редакциею П. временных лет видна между прочим из
того, что как в поучении, так и в П. рассказ о исторических событиях
доходит до 1117 г. (поход Владимира против Ярослава Святополковича). В
Лаврентьевский список поучение попало из списка второй редакции, вместе
с другими из ее заимствованиями (напр. рассказом Гюряты Роговича,
записанным за четыре года до составления летописи, одновременно с
рассказом, слышанным в Ладоге).

списки П. временных лет: Лаврентьевский, 1377 г., издан археографической
комиссией (3 издание СПб., 1897), с разночтениями из Радзивиловского
списка ХV в., академического (московской духовной академии) ХV в. и
утраченного Троицкого ХIV
1871), с разночтениями по Хлебниковскому и Погодинскому списку ХVI в..
издан по списку ХV в. кн. Оболенским (М. 1851). Новгородская 4 летопись,
в части, заключающей П. временных лет, до сих пор не издана, не смотря
на важность и древность (см. IV т. "Полн. Собр. Русск. Лет."). Софийская
1 летопись (изд. в V т. "П. С. Р. Л.") содержит, как и Новгородская 4,
П. временных лет в соединении с Новгородской 1 летописью. Воскресенская
летопись (изд. в VIl т. "П. С. Р. Л.") содержит П. временных лет в
редакции Софийских летописей, но с важными дополнениями из одного
недошедшего до нас Суздальского свода. В Никоновской летописи П.
временных лет составлена по одному из списков Новгородской 4 летописи,
дополнена на основании Лаврентьевского списка и расширена и частью
изменена, вследствие заимствований из Хронографа 2-ой редакции и
Степенной книги.