Подражание


Подражание - литературное произведение (почти всегда -
стихотворение), написанное в чужом стиле, свойственном отдельному
писателю (у Пушкина: "Подражание А. Шенье") или целой литературе (у
Байрона: "П. португальскому"). Стремление сохранить какие либо
характерные особенности чужого пошиба свойственно и иным литературным
жанрам - напр. пастиччио, пародии; но от последней П. отличается по
цели, так как не заключает насмешки над оригиналом; оно стремится
передать известные творческие мотивы в той форме, в какую, вероятно,
облек бы их тот или иной автор - индивидуальный творец или целый народ.
П. иногда получает такое название лишь случайно, уже после того как
произведение готово и кажется автору напоминающим чью либо манеру.
Созданное сознательно и преднамеренно, П. есть очень трудный
литературный жанр; легко утрировать чужой стиль, но создавать в нём, с
сохранением чувства меры, есть, в сущности, попытка перевоплотиться,
усвоить себе чужую писательскую личность. Психологическая заманчивость
этого жанра заключается именно в трудности писать от имени другого.
Иногда подражанием ошибочно называют пародию(Некрасов "Подражание
Лермонтову"Ю, "Спи пострел, пока безвредный") и перевод (Козлова "П.
Байрону: К Тирсе") и, наоборот, называют переводом П. (см.
Псевдо-переводы). В русской литературе известны подражания Пушкина
(Корану, Песни Песней, Анакреону, Данте, Фаусту, Древним, Арабскому и
др.), Лермонтова (Байрону, "Не смейся, друг"), Некрасова (Шиллеру:
"Сущность" и "Форма") и др. В обширном смысле говорят также о П. как о
следах влияния, оказанного одним поэтом на другого и литературою одного
народа на литературную производительность другого, обыкновенно более
молодого в культурном отношении. Факты этого рода составляют
существенную часть истории каждой литературы.