Полежаев


Полежаев (Александр Иванович, 1805 - 1838) - выдающийся поэт. Отец
его - помещик Пензенской губ., Струйский, мать - крепостная этого
помещика, выданная впоследствии замуж за саранского мещанина П., от
которого поэт и получил свое имя. Десяти лет от роду П. отдан был в
Москве в французский пансион; затем он поступил вольнослушателем в
московский унив., по словесному факультету. Первое стихотворение П. :
"Непостоянство" появилось в "Вестнике Европы" 1825 г. Университетское
начальство поручило П. написать к торжественному акту 12 янв. 1826 г.
оду: "В память благотворении Александра I императорскому моск.
университету", а на выпускном акте, в том же году, П. прочел свое
стихотворение "Гений". К тому же времени относится сатирическая поэма
П.: "Иман-Козел", вызванная ходившими тогда нелепейшими слухами об одном
священнике в Москве. Другая сатирическая поэма П., "Сашка", в которой
изображались студенческие похождения и попойки, испортила всю его жизнь.
Поэма ходила по рукам в списках и попала в руки начальству, которое,
обратив внимание на несколько стихов с неуважительными отзывами по
вопросам религиозным и с указанием на неудовлетворительность
общественных условий России, дало ход делу. Шуточная поэма очутилась в
руках императора Николая Павловича, прибывшего в Москву на коронацию.
Император приказал привести к себе П., который в его присутствии должен
был прочесть свою поэму. Но окончании чтения, государь, обращаясь к
министру нар. просвещения кн. Ливену, сказал: "Я положу предел этому
разврату; это все еще следы, последние остатки" (т.. в. брожения,
приведшего к заговору декабристов). Получив, однако, от министра отзыв,
что П. "поведения превосходнейшего", государь сказал: "Этот отзыв тебя
спас, но наказать тебя надобно для примера другим", а затем добавил: "Я
тебе даю военною службою средство очиститься... от тебя зависит твоя
судьба, если я забуду, то можешь мне писать"; с этими словами государь,
поцеловав П. в лоб, отпустил его. П. не мог примириться с крайне тяжелым
положением унтер-офицера из "политических преступников"; пользуясь
дарованным ему правом писать к государю, он решился послать просьбу о
помиловании или об улучшении его участи. Не получив ответа на
неоднократные прошения и полагая, что они не доходят до государя, П.
задумал лично обратиться к нему, самовольно оставил полк и отправился
пешком в Петербург. Сообразив, однако, все значение своего поступка, П.
вернулся с дороги и явился к начальству. Он был отдан под суд и
приговорен к прогнанию сквозь строй, но приговор был государем смягчен,
и П. был разжалован в рядовые без выслуги. Всеми покинутый, П. пришел в
отчаяние и запил. За оскорбление фельдфебеля он был опять отдан под суд
и просидел в тюрьме, в ужаснейшей обстановке, в кандалах, почти целый
год, имея в перспективе прогнание сквозь строй; но ему было вменено в
наказание долговременное содержание под арестом. В 1829 г. полк, в
котором служил П., был отправлен на Кавказ. П. принимал, участие в целом
ряде сражений и стычек и везде искал случая отличиться, чтобы добиться
офицерского чина. Начальство не, пожелало, однако, обратить на него
внимание, и в 1833 г. он возвратился с Кавказа унтер-офицером. Организм
его был совершенно расшатан; он впал в чахотку и на смертном только одре
мог узнать, что 27 декабря 1837 г. произведен в прапорщики.
Исключительные обстоятельства жизни наложили резкую печать на поэзию П.;
она мрачна, как сама жизнь поэта. Оторванный от общества, он мог
наполнять свои произведения лишь картинами горького субъективного
чувства. Дважды находясь в ожидании приговора, который равнялся
смертному, П. излил свои чувства в, "Песне пленного ирокезца" и в
стихотворении "Осужденный". В длинном и не вполне еще напечатанном
стихотворении "Арестант" П. с жестокою правдою описывает обстановку
своего ареста. Из автобиографических стихотворений П., наиболее
многочисленных и сильных, видно, что он никогда не мирился с своею
судьбою. Всего чаще повторяется здесь мотив сожаления о растраченных
годах жизни; иногда поэт преувеличивает свои заблуждения, сопоставляя их
с постигшею его непомерною карою; не менее часто слышится мотив упорного
сознания своего достоинства, сурового протеста или, наконец, отчаяния,
потери веры в жизнь и человеческую справедливость. Пребывание на Кавказе
отозвалось у П. целым рядом поэм, стихотворений, песен, в которых,
наряду с изображением войны, звучит раздумье о ее значении, сочувствие к
страждущим и побежденным. Много прекрасного в песнях П. в народном
жанре, к которому Белинский находил у него большую способность ("У меня
ль молодца", "Баю-баюшкибаю" и др.). В общем, произведения П. весьма
неравного достоинства, что объясняется обстановкою, среди которой они
писались; но многие из них свидетельствуют о сильном и своеобразном
таланте. Вполне оригинален и стих П. : это - не подражание пушкинскому
стиху, а скорее переход к Лермонтову, также к Кольцову. В свое время
прославилась по оригинальности стиха его воодушевленная "Песнь
погибающего пловца", писанная двустопными хореями с рифмами. Собрания
сочинений П. издавались в 1832, 1859, 1889 (под редакцией П. А.
Ефремова), и 1892 гг. (под ред. А. И. Введенского). См. ст. Ефремова (в
"Пантеоне литературы", 1888, N 2), Пыпина (в "Вестнике Европе", 1889.. N
3) и Якушкина (в "Вестнике Европы", 1897, © 6).