Политика


Политика - Этим термином обозначают: 1) одну из социальных наук, 2)
совокупность реальных фактов, изучаемых ею и 3) так назыв. политическое
искусство. П., как наука, имеет довольно неопределенное содержание. Для
Аристотеля П. была наукой о государстве; такою же она оставалась до
последнего времени. Еще Рошер, напр., в предисловии к своей "П. ",
заявляет, что он понимает "слово П. в аристотелевском смысле, как
историческое учение о государстве", и сообразно с этим включает в свой
трактат только учение о различных государственных формах. Как общее
учение о государстве понимают политику также Вайц, Дальман и многие
другие. Были попытки обратить П. в учение об обществе и слить ее с
социологией (Бенуа), но вообще в настоящее время установилось
преимущественно иное, более узкое понимание этой науки. С увеличением
суммы знаний о государстве аристотелевская П. обратилась в целый цикл ".
государственных наук", из которого выделились политическая экономия,
наука о финансах, статистика, и различные юридические дисциплины, в том
числе государственное право, как наука о строении государства и об
отношении между верховною властью, ее органами и подданными. Из
государственного права многие (Блунчли, Гольцендорф и, др.) выделяют
"общее учение о государстве", как самостоятельную науку, по своему
содержанию всего ближе подходящую к П. Аристотеля. Однако, и у этих
писателей П. не имеет общего определения. Для Блунчли это наука,
рассматривающая преимущественно течения и изменения государственной
жизни", вообще - теория государственной жизни и ее изменений,
противополагаемая науке права, как теории государственного состояния; П.
относится к праву, как динамика к статике. Подобные же определения дают
Фрёбель, Цёпфль, Ешер. Моль определяет П., как "науку о средствах,
которыми осуществляются в действительности цели государств>. К этому
определению примыкает Гольцендорф, внося в него только поправку о
необходимости для науки самостоятельного изучения целей государства; для
него "объектом П. могут быть все события и явления человеческой жизни и
деятельности, которые находятся в связи с сознательным стремлением к
осуществлению целей государства". Б. Н. Чичерин также считает П наукой о
способах достижения государственных целей. Определение Блунчли, понятое
буквально, слило бы П. с историей или философией истории и лишило бы ее
самостоятельного места в ряду наук; но Блунчли ограничивает свое
определение, признавая предметом П. только те явления жизни, которые
"служат средствами для достижения государственных целей или направлены к
известным задачам общественной жизни:". Таким образом П. в современном
смысле сводится обыкновенно к изучению тех целей, к которым должно
стремиться или действительно стремится государство, и тех средств,
которые оно употребляет для достижения своих целей. С динамикой науки о
государстве П. имеет немного общего, так как учение о революциях, напр.,
в ее состав не входит. С наукою права она тоже не сливается, являясь
необходимым ее дополнением и завершением. Так напр., госуд. право
изучает структуру государства - но при одинаковом составе, при
одинаковой организации госуд. строй в различных странах или в разное
время может действовать в диаметрально противоположных направлениях. Вот
эти то направления деятельности и изучает П. Другой пример: уголовное
право изучает наказание, как главный способ борьбы государства с
преступлением; но даже при строго установившемся правовом порядке
остается довольно широкое поле для того или иного применения наказаний,
в особенности благодаря институту помилования и амнистий. Вот это то
применение наказания, сообразно с задачами данного исторического
момента, и входит в содержание П. При рационалистическом складе
убеждений прежних писателей о П., они ставили общую цель для всякого
государства и затем рассматривали средства, которые могут наикратчайшим
путем вести к ее достижению; наиболее яркими образцами такого отношения
к П. являются произведения Платона ("Политик", "Государство", "О
законах"). Исторический склад всех наук в ХIХ в. привел к убеждению, что
ни общей для всех государств цели, ни общих для всех государств средств
быть не может: благодаря этому П. приняла более реальный и, в частности,
исторический облик; она строится обязательно на фундаменте
государственного права и истории. Даже в одном государстве не может быть
одной общей цели; государство всегда состоит из многих разнообразных
общественных групп, из которых каждая преследует свои собственные
интересы; борьба этих групп определяет ход государственной жизни. Таким
образом в содержание П., как науки, прежде всего входит учение о
действующих в государстве силах, которые по отношению к государственным
целям являются политическими партиями (см.). Подобно термину история,
которым обозначается как самый ход прошлой жизни человечества, так и
наука, его исследующая, термином П. обозначается не только наука, но и
совокупность действительных стремлений государства и средств,
применяемых для их осуществления; поэтому можно говорить о разумности
или неразумности П. того или другого государства, того или другого
государственного деятеля, о "коварной П. Англии", "эгоистической П.
Бисмарка" и т. п. В П. часто различают два главных направления: "П.
реальных интересов" и "П. идеалов" или "П. принципиальную". Первая
стремится к достижению непосредственных выгод, вторая - к торжеству
общих принципов права и справедливости; в пример первой приводят
обыкновенно П. Пруссии и Германии в эпоху Бисмарка, а также П. Англии, в
пример второй - П. священного Союза или П России на Балканском
полуострове. Это разделение не выдерживает исторической критики:
осуществление известных идеалов всегда тесно связано с реальными
интересами. П. делится на иностранную или внешнюю, часто называемою
высшею П., и П. внутреннюю. Политика внешняя завершает собою науку
международного права. Внутренняя П. делится на П. финансовую, торговую,
уголовную, церковную, социальную и т. д.; каждому виду государственной
деятельности соответствует какая-нибудь отрасль политики. Колониальная и
таможенная П. занимает как бы середину между иностранной и внутренней П.
Совокупность технических правил для управления государством и для
осуществления его задач - правил частью построенных на науке П., частью
внушаемых непосредственно гением отдельного человека - составляет П. как
искусство.

Аристотеля, Макиавелли, Бодена, Гуго Гроция, Монтескье и др., кроме
сочинений по частным вопросам, см. В. Соnsтаnт, "Соurs dе роliтiquе
соnsтiтuтiоnnеllе" (П., 1816 - 20; 2 изд., Лабуле, П., 187S); Вuснеz
"Тrаiте dе роliтiquе ет dе sсiеnсе sосiаlе" (Париж, 1866);
Неrrеnsснnеidеr, "Lа rеligiоn ет lа роliтiquе dе lа sосiете моdеrnе"
(П., 1867); Julеs Siмоn, "Lа роliтiquе rаdiсаlе" (П., 1868); Ваillет,
"Fоrсеs dеs Етатs" (П., 1868); Раriеu, "Рrinсiреs dе lа sсiеnсе
роliтiquе" (2 изд., П.. 1875); Funск Вrеnтаnо, Lа роliтiquе; рrinсiреs,
сriтiquеs, rеfоrмеs" (П., 1893); Веnоisт, "Lа роliтiquе" (П., 1894);
Dавнlмаnn, "Diе Роiiтiк, аuf dеn Grund und dаs Маss dеr gеgевеnеn
Zusтаndе zuruскgеfuнт" (1 т., единственный, Геттинген, 1835; 2 изд.,
Лиц., 1847); Friеs, "Роliliк оdеr рнilоsорнisсне Sтаатslенrе" (Вена,
1848); Wаlтеr, "Nатurrеснт und Роiiтiк iм Liснте dеr Gеgеnwаrт" (Бонн,
1863); Монl, "Sтаатsrеснт, Vоlкеrrеснт und Роliтiк" (Тюбинген, 1862 -
69); Wаiтz, "Grаndzugе dеr Роliтiк" (Киль, 1862); Frовеl, "Тнеоriе dеr
Роliтiк" (Вена, 1864); Вlunтsснli, "Gеsсн. dеs аllgемеinеn Sтаатsrеснтs
und dеr Р. sеiт dем ХVI J. вis zur Gеgеnwаrт" (Мюнхен, 1864; есть рус.
пер.); его же, "Роliтiк аls Wissеnsснаfт" (Штуттгарт, 1876); Еsснеr,
"Наndвuсн dеr рrактisснеn Р." (1863); Нuнn, "Р., Grundzugе dеr
рrактisснеn Sтаатs-Кunsт" (Лпц., 1865); Ноlтzеndоrff, "Рrinziрiеn dеr
Р." (Б., 1869, 2 изд., 1879); Rоsснеr, "Р." (Штуттг., 1892, 2 изд.,
1893); Rатzеnноfеr, "Wеsеn und Zwеск dеr Роliтiк" (Лпц., 1893); Н.
Sреnсеr, "Sосiаl Sтатiсs" (Л., 1851); С. Lеwis, "Тrеатisе оf тне метноds
оf овsеrvатiоn аnd rеаsоning in роliтiсs" (Лондон, 1852); Sidgwiск, "Тне
еlемеnтs оf роliтiсs"; Тrеiтsснке, "Р." (Лпп., 1897; посмертное
издание); Стронин, "Политика как наука" (СПб., 1872); Чичерин, "П." (М.,
1898). Для греческого учения о П. важно соч. Оnскеn, "Diе Sтаатslенrе
dеs Аrislотеlеs".