Посейдон


Посейдон (Роsеidwn; много вариантов - Роsоidаn и др.) - в греческой
мифологии бог властитель моря и всей водной стихии, как это явствует из
корня рот, встречающегося в греческих словах ротоV, ротizw, ротамоV, в
лат. рото и т. д. П. олицетворял собою элемент влаги, окружающий,
поддерживающий и оплодотворяющий землю, и почитался на всем протяжении
греческого мира как исконный национальный бог. В эпосе П. - владыка
моря, сын Крона и Реи (по Гомеру - младший брат Зевса, по Гезиоду -
старший). При разделе вселенной ему досталось море, с его обитателями и
богатствами. От жены Амфитриты у него сын Тритон и дочь Бентесикима. Его
дворец находится на дне морском, близ Эг (Аigаi), на северном берегу
Пелопоннеса; там же было и другое место его культа (ахейского и
ионического) - Гелика, позднее уничтоженная землетрясением (некоторые
предполагали гор. Эги на берегу Евбеи или Эолиды, против Митилены).
Покидая дворец, он облачается в золотую одежду и всходит на колесницу,
запряженную быстроногими златогривыми конями с бронзовыми копытами;
морские чуда прыгают около его колесницы, сопровождая его шествие.
Символы его могущества - трезубец, бык, дельфин и конь. Трезубцем он
укрощает гигантов, волнует море, колеблет землю, вызывает из скал
источники; тriаinа - первоначально острога (гарпун) рыболова при охоте
на дельфинов или тунцов - соответствует в его руках молнии в руках
Зевса. Бык (черный) - животное, посвященное П. - олицетворяет собой
ярость и бурную силу потока; в связи с этим эпитет П. - таurеоV;,
состязания быков, устраивавшиеся в честь П. (в Фессалии и Ефесе),
принесение в жертву быков; таurоi назывались в Ефесе мальчики,
прислуживавшие на празднике П. Дельфин символизирует собой спокойствие
водной стихии; в связи с этим находится представление земли, покоящейся
на воде, и эпитеты бога gаiнокоV, аsjаliоV. В символе коня сказывается
тоже бурное и бешеное свойство природы П., что и в символе быка. Культ
П. был распространен всюду, где влияние и роль водной стихии выразились
в более или менее сильной степени: в областях с богатыми бассейнами,
долинами и ущельями, следами землетрясений (древние думали, что
землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные
углубления) и при море - т. е. во всей Элладе, с материком и островами.
П. чтили в Фессалии, где, по преданию, ударом его трезубца была
образована Темпейская долина; это был минийский (эолический) культ,
представители которого считались славными наездниками и мореплавателями.
Другим центром почитания П. был Коринф, перешеек (Истм), с его играми.
Культ его существовал также в Коринфе, Навплии, Трезене; Калаврии (место
посейдоновой амфиктионии), Пилосе, во всей Аркадии, где П. почитался как
бог рек и коней; в Афинах, на остр. Евбее, на мысе Микале (союзный храм
12 Ионийских городов) и пр. Ионийские сказания о П. примыкают к циклу
аттических сказаний об Эгее и Тезее, из которых первый - героизированный
П. На афинском акрополе был источник, образованный, по преданию.
трезубцем П. (памятник его борьбы с национальной богиней Аттики). По
мере основания колоний культ П. распространялся все шире и сделался
повсеместным. В некоторых местностях он слился с туземными культами -
например. культ лелегокарийского П. Основная черта, отличающая П. в
мифах - это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляется
нераздельно с его царственным величием. Он состязается из-за обладания
землей с Палладой (Афины, Трезен), Гелиосом (Коринф), Герой (Аргос),
Зевсом (Эгина), Дионисом (Наксос), Аполлоном (Дельфы). Та же дикая и
необузданная сила отличает и его потомство (Полифем, Антей, Бузирис,
Прокруст и др.). Ему посвящен бурный месяц года - Посейдеон перед зимним
солнцеворотом). Посылая бури и крушения, П. также успокаивает море (П.
-аsjаliоV), так что в гаванях и на мысах он почитался как покровитель
плавающих; все морские занятия (мореплавание, торговля, рыболовство,
война) состояли под его верховной властью.
Спорадских овах и пр.; под его трезубцем земля дает трещины и образует
долины, а на море появляются новые острова. Он участвовал в гигантомахии
и поверг гиганта Полибота (Эфиальта), бросив на него остров Нисир. Но с
разрушительной силой он соединяет созидательную; ему приписывается
постройка ворот в Тартаре и возведение Илионских стен при Лаомедонте.
Внутри страны ему покланялись как богу пресных вод - рек, озер,
источников и связанного с ними плодородия (П, кrнnоuкоV, ерiliмniоV,
juтамiоV);в этом отношении П. разделяет свойства Диониса (на островах) и
Деметры, которая, по одному преданию, от него произвела на свет
Персефону. Олицетворяя производительную силу природы, П был покровителем
рода; он состоял в брачном союзе со многими нимфами и считался
родоначальником многих (преимущественно Ионийских) фамилий. Весьма
важную роль в сказаниях и культе П. играл конь, сотворенный им из скалы
ударом трезубца. Пелий, Нелей, Гиппофоонт - сыновья П. - были вскормлены
кобыльим молоком. Благодаря коням П., Пелоп одержал победу над Ойномаем;
его же кони были запряжены в колесницу Идаса. В Афинах и аттическом деме
Колон П. почитался, как усмиритель коней (П. dамаiоV), на ряду с
Палладой; конные состязания происходили и на истмийских играх,
учрежденных в честь П. Тезеем. Храмы П. главным образом воздвигались на
мысах, перешейках и в приморских городах. В произведениях искусства П.
изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой и
волосами, сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в длинной
ионической одежде (известная статуя Лизиппа на Истме), при чем
приподнятая правая нога его покоилась на дельфине (или скале); иногда он
изображался едущим на колеснице в сопровождении толпы морских божеств и
чудовищ, или на быке, или на коне. Его лицо носило большею частью
выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому
спокойствию Зевса. У римлян П. соответствовал Нептун (см.). Ср. Рrеllеr,
"Griеснisсне Мутвоlоgiе" (1894, т. 1, 566 - 596). Wеlскеr, "Griеснisсне
Gоттеrlенrе"(Т. 1, 622 - 643; т. II, 671 - 681); Раnоfка, "Роsеidоn u.
Diоnisоs" (Б., 1845); Gеrнаrd, "Wеsеn, Ursрrung und Gеlтung dеs Р. "
(Б., 1851), Еsснwеilеr, "Dе nомinе мутноlоgiсо Р. " (Рост., 1869);
Оvеrвеск, "Griеснisсне Кunsтмутноlоgiе" (Лпц., т. II, 1875); Ноlва,
"Uевеr dаs Wеsеn Роsеidоns" (1886).