Постулат


Постулат (от лат. роsтulаrе - требовать) - термин, употребляемый как
в логике, так и в математике и философии; соответствует аристотелевскому
аiтнма, обозначающему положение, которое, не будучи доказанным,
принимается в силу теоретической или практической необходимости за
истинное (см. "Вторая Аналитика", 1 кн., гл. Х). Аристотель отличает П.
от гипотезы и от определения. П. может быть положение, которое вовсе не
подлежит доказательству и тем не менее принимается за истинное. Общую
черту П. и гипотезы Аристотель видит в том, что как тот, так и другая
необходимы сами по себе и не представляют собою положений, которым мы по
необходимости должны доверять. "Всякий раз как мы утверждаем положения,
которые, хотя и не доказаны, но могли бы быть доказанными, и эти
положения принимаются за истинные тем, кому мы их сообщаем, мы имеем
дело с гипотезой". Если же положение принимается противником ради
необходимости общей точки отправления в споре, при чем противник имеет
совершенно иное воззрение на предмет спора, мы имеем дело с П. Термином
П. пользовался также и Евклид, при чем у Евклида и математиков он имеет
иное значение, чем у Аристотеля. Евклид в своих "Началах" (кн. 1)
приводит следующие три "требования": чтобы можно было от всякой точки до
всякой другой проводить прямую линию - определенную прямую продолжать
впрямь непрерывно - и из всякого центра, всяким расстоянием писать круг
("Начала" Евклида, СПб., 1819, стр. 5). Требования Евклид отличает от
аксиом и от определений. В критической философии Канта мы встречаемся с
термином П. в двояком применении: к теоретической и к практической
сфере. Общее определение П. дано Кантом в его логике (1, 2 отдел.. 38):
П. называется практическое, непосредственно очевидное положение или
принцип, определяющий возможное действие, в котором подразумевается, что
способ его выполнения непосредственно очевиден" (unмiттеlваrgеwiss). В
теоретической философии ("Критика чистого разума", V ч., 2 отд., 1
подраздел, II кн.) Кант говорит о постулатах эмпирического мышления
вообще и насчитывает три П.: 1) все, что согласно с формальными
условиями опыта (в созерцании и понятиях), то возможно; 2) все, что
соответствует материальным условиям опыта (в ощущениях), то
действительно; 3) то, связь чего с действительностью определена по общим
условиям опыта, существует необходимо. В практической философии
("Критика практического разума", II кн., отдел VI-VI) Кант выставляет
бытие Бога, свободу воли и бессмертие души человека, как П.
практического разума, т. е. положения, которые не могут быть доказаны
теоретическим разумом. "П., говорит Кант, не суть теоретические догматы,
но предположения, в виду практических целей; они не расширяют
спекулятивного познания, но придают идеям спекулятивного разума
(благодаря их отношению к практике) объективную реальность и дают им
право на образование понятий, возможность которых иным путем была бы им
недоступна". Кантовская терминология долгое время была общепринятою;
однако теперь о П. говорят и в ином смысле. Напр. о всеобщем П. говорит
Спенсер., обозначая этим термином всеобщий критерий истины, очевидный
сам по себе и дающий основание истинности (хотя бы лишь формальное) всем
остальным положениям, могущим быть доказанными.