Пошлины


Пошлины (вообще) - источники государственных доходов, занимающие
среднее место между налогами и частно-хозяйственными доходами. С
последними П. имеют то общее, что они уплачиваются не всеми гражданами
вообще (как налоги), а лишь лицами, приходящими в известное
соприкосновение с государством, по поводу каких-либо особых отношений к
нему или между собою. Некоторые П. носят характер платы за услуги
государственных учреждений, и в этом отношении они наиболее схожи с
частно-хозяйственными источниками дохода; различие заключается в том,
что услуги, оплачиваемые П., не носят материального характера (как напр.
почтовая или телеграфная корреспонденция, пользование шоссейными или
железными дорогами и т. д.). Некоторые финансисты причисляют к П.
почтовые, телеграфные, дорожные и т. п. сборы; но это едва ли правильно,
так как почта, телеграф, пути сообщения и т. п. скорее должны быть
относимы к механическим источникам дохода (регалиям и государственным
имуществам). Однако, в нашем законодательстве именуются пошлинами
шоссейные сборы, налоги на жел-дор. пассажирские билеты и грузы большой
скорости и вообще многие сборы, в сущности ничем не отличающиеся от
налогов (напр. таможенные сборы, гильдейские П.). Наименование таких
платежей пошлинами не находит себе никакого научного оправдания и может
быть объяснено только историческим происхождением сборов и особенным
значением слова П. в русском языке, в котором оно прежде означало
издавна установившиеся платежи "по П.", т. е. "по старине". В
историческом своем развитии многие из современных П., носящие характер
налогов, прежде действительно имели характер платы за особые услуги со
стороны государства или других лиц и учреждений. П. вообще возникали
раньше налогов, в те отдаленные времена, когда слабая государственная
власть не решалась обращаться к своим подданным с прямым требованием
уплаты налогов. Происхождение большинства П. относится к средневековой
феодальной эпохе. Желая получить средства для покрытия государственных
расходов, правительства того времени должны были мотивировать свои
требования в большинстве случаев действительно исходившие из услуг,
которые оказывало государство. Такова была одна из древнейших П. -
судебная, сохраняющая этот характер больше других и до настоящего
времени. Точно также давно развились П. за передвижение, как плата за
пользование путями сообщения; отчасти в связи с ними состояли таможенные
П, как плата за пользование портами, гаванями и другими местами для
торговли товарами. Торговля и промыслы рассматривались, притом, как
особо разрешаемое государством занятие, за что, как напр. за
принадлежность к цехам и гильдиям, приходилось платить деньги.
Сопоставляя вышеуказанные черты сходства и отличия П. с налогами и
механическими доходами, можно дать следующее определение пошлины: это -
обязательные платежи граждан, падающие лишь на некоторых лиц, их
действия и имущества и потому не имеющие такого всеобщего значения, как
налоги, которые уплачиваются совершенно независимо от соотношения их
величины со стоимостью получаемых от государства услуг. П. можно
разделить на две главные группы: 1) носящие в большей или меньшей
степени характер платы за услуги и 2) приближающиеся более к типу
налогов. К первой категории относятся такие пошлины, как крепостные,
явочные, гербовые, вексельные, судебные, за передвижение, за клеймение
изделий, мер и весов, за привилегии и патенты, за пожалование званий,
титулов, орденов, за повышение окладов содержания и т. п. Ко второй
категории относятся П. с наследств и безмездного перехода имуществ, с
пассажирских билетов и грузов большой скорости, со страхуемых от огня
имуществ, с паспортов и др. В П. первой категории сохраняется большее
или меньшее соответствие между размером П. и стоимостью оказываемой
услуги (ценой крепостного акта, суммой векселя, ценностью иска), хотя
многие гербовые П. взимаются в случаях, где нет на лицо никакой денежной
ценности и характер услуги со стороны государства весьма сомнителен. В
переходных формах ко второй категории П. общим признаком служит
известный особый момент взимания - пользование случаем обнаружения
ценности имущества. Это особенно заметно в П. со страхуемых имуществ.
Страхование есть акт предусмотрительности со стороны владельцев частных
имуществ, гарантирующий их от возможных убытков; такая
предусмотрительность должна быть поощряема государством, иногда даже
прямо принуждающим к ней граждан (например, земское обязательное от огня
страхование). Этому противоречит обложение добровольного страхования
особой П., т. е. в данном случае просто налогом. Объяснением его может
служить только факт ясного обнаружения ценности страхуемого имущества,
которым государство стремится воспользоваться, нередко тормозя страховою
П. развитие страхового дела. Тоже самое можно сказать и о П. с
пассажирских билетов: сама по себе стоимость билета уже выражает собою
плату за пользование средствами сообщения, включающую в себе, в
большинстве случаев, некоторую прибыль и потому являющуюся
частно-хозяйственным источником дохода. Государственный сбор с тех же
билетов представляет собою налог, близкий к П. лишь тем, что он
уплачивается только пользующимися железными дорогами (все равно,
частными или казенными). Возвышая стоимость проезда, П. эта может
приводить к сокращению пользования железными дорогами, что опять таки
нежелательно. Не смотря на указанные недостатки, у этого вида П. есть
горячие приверженцы, которые выставляют следующие общие доводы в их
пользу или следующие их достоинства, частью фискального, частью
практического характера. Момент взимания П. очень удобен, так как
плательщик П.. совершая оплачиваемое ими действие, напр. тот или другой
акт, получая наследство и т. д., имеет в это время платежную
способность. Для взимания П., далее, не требуется особого персонала
сборщиков, а следовательно и специального расхода по взиманию П. : они,
взимаются теми же лицами, которые свидетельствуют или совершают
какие-либо акты или другие действия. Размер П., при этом, легко
определяется при помощи заранее составленных тарифов, табелей,
расписаний и т. п. Плательщики П. как бы сами заинтересованы в их
уплате, ибо без этого не может состояться сделка, акт. получение
наследств и т. п.; недоимки, поэтому, тут менее возможны, чем при
налогах. Соображения эти справедливы только отчасти; так например, они
применимы к получению наследств, потому что это есть несомненное
приобретение новых ценностей. И тут, однако, уплата П. может быть
затруднена невозможностью реализовать хотя бы часть ценности имуществ,
особенно при разделе наследства. Далее, к числу прямых недостатков П.
следует отнести их неравномерность и то, что они далеко не всегда
соразмеряются с имуществами и доходами плательщиков. Это особенно
заметно в судебных П., ложащихся не одинаковым бременем на неодинаково
состоятельные тяжущиеся стороны; всякая тяжба, при том, сопряжена с
риском проигрыша. Неравномерны даже чисто имущественные П. - напр.
крепостные: имущества, чаще переходящие из рук в руки, несут
значительные уплаты, от которых свободны имущества, остающиеся в одних и
тех же руках. Главным недостатком большинства П. следует признать тот,
что они вообще уплачиваются с капитальной стоимости имуществ, а не с
доставляемого ими дохода, который является естественным и разумным
основанием обложения налогами, особенно прямыми. Из сопоставления
указанных достоинств и недостатков П. можно сделать тот. заключительный
общий вывод, что они не должны играть существенной роли в составе
источников государственного дохода, а могут существовать лишь в качестве
источника дополнительного. Фактически П. и являются именно таким
дополнительным источником в большинстве бюджетов современных государств,
играя сравнительно большую роль там, где значительнее и живее
гражданский оборот, как напр. в большинстве западноевропейских
государств ;в сравнении с Россией. В России П. доставляют в настоящее
время около 70 миллионов. руб., в том числе около 30 миллионов.
гербовых, судебных и канцелярских П., около 18 миллионов. с переходящих
имуществ, около 10 миллионов. с железнодорожных пассажиров и грузов
большой скорости, около 3 миллионов. с застрахованных от огня имуществ в
около 7 миллионов все остальные П.