Прагматизм


Прагматизм - термин, употребляемый в исторической науке с довольно
различными значениями. Слово "прагматический" (по-гречески рrаgматiкоV)
происходит от рrаgма, что значит деяние, действие и т. п. Впервые это
прилагательное применил к истории Полибий, назвавший прагматической
историей (рrаgматiкн isтоriа) такое изображение прошлого, которое
касается государственных событий, при чем последние рассматриваются в
связи с их причинами, сопровождающими их обстоятельствами и их
следствиями, а самое изображение событий имеет целью преподать известное
поучение. Когда говорят о прагматической истории, обыкновенно имеют в
виду или особенно выдвигают вперед одно из трех: или чисто политическое
содержание истории (государственные дела), или способ исторического
изложения (установление причинной связи), или, наконец, цель
исторического изображения (поучение). Вот почему термин П. и страдает
некоторою определенностью. Центральным пунктом П. можно считать
изображение именно человеческих действий в истории, хотя бы и не
исключительно политических и не ради поучения, но такое, в котором
разыскиваются прежде всего их причины и следствия, т. е. мотивы и цели
действующих лиц. В этом смысле прагматическая история отличается от
культурной, которая занимается не событиями, вкладывающимися из
человеческих деяний (rеs gеsтае), а состояниями общества в материальном,
умственном, нравственном и общественном отношениях и связывает между
собою отдельные факты не как причины и следствия, а как различные фазисы
в развитии той или другой формы. С этой точки зрения исторические факты
могут быть разделены на прагматические (события и человеческие поступки,
их составляющие) и культурные (состояния общества и формы быта), и
историческая связь может быть либо прагматическая (причинная), либо
эволюционная. Согласно с таким пониманием, прагматизмом в истории
следует называть исследование или изображение причинной связи,
существующей между отдельными поступками отдельных исторических
деятелей, или между целыми событиями, в которых действующими лицами
являются не только единицы, но и целые группы, напр. политические
партии, общественные классы, целые государства и т. п. Такое понимание
не будет противоречить определению, данному Полибием в большинством
историков, употреблявших термин прагматизм. Во всяком случае П.
интересуется действующею в истории личностью, ее мотивами и намерениями,
ее характером и страстями, одним словом, ее психологией, которая должна
объяснять ее поступки: это - психологическая мотивация исторических
событий. Причинность, царящая в мире явлений, проявляется в разных
областях этого мира различным образом, вследствие чего и является
необходимость специальных исследований причинности (напр., причинности в
уголовном праве). В области истории этот вопрос разработан очень мало
(см. Н. Кареев, "Сущность исторического процесса и роль личности в
истории", СПб., 1890). Теория прагматической истории должна была бы
исследовать, как порождаются одни события другими, вызываясь разными
переменами в волевой сфере действующих лиц под влиянием действия на них
тех или других событий, которые сами, в последнем анализе, суть лишь
какие либо поступки. Прагматическая история отличается от
последовательной именно проникновением во внутренний мир людей, с целью
не только рассказать событие, но и представить его непосредственное
действие на мысли и чувства современников, а также показать, как само
оно сделалось необходимым в виду существования у людей, его совершивших,
тех или других мотивов и намерений. Ср. Е. Веrnвеiм, "Lенrвuсн dеr
нisтоrisснеn Метноdе" (1894).