Пракситель


Пракситель (Рrахiтеlеs) - древнегреческий скульптор, главный
представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын
ваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Его
произведения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохи
Перикла, полных спокойствия и величия, отличались характером
чувственности и, как большая часть скульптур того времени, были
исполнены из мрамора - материала, более пригодного для задач
новоаттической школы, чем бронза и слоновая кость. П. был художник в
высшей степени плодовитый и разнообразный. Античные писатели насчитывают
до пятидесяти статуй его работы, и притом весьма различных по
содержанию. Наибольшею славою пользовалась Афродита, изваянная П. для
города Книда; предание гласит, что натурщицею для неё служила художнику
знаменитая афинская гетера Фрина. По отзыву древних, эта статуя
представляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом,
страстною и в то же время девственною грациею. Наиболее точное понятие
об этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображении
его на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагою, правою
рукою стыдливо прикрывающей себе лоно, а левою опускающей покрывало на
вазу. стоящую у ее ног. Из многочисленных повторений и копий книдской
Афродиты ближе всего передает фигуру и позу богини - Афродита
мюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ее
оригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдской
Афродиты, из под резца П. вышли Афродиты: косская, феспийская,
александрийская и карийская. По свойственному этому художнику стремлению
изображать нежное юношеское тело, одухотворенное любовною страстью,
почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувство
могло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленные
эроты, нимфы, фавны и сатиры; изображая последних, П. удалился от
древней традиции, представлявшей их в виде полуживотных. Например, его
"Фавн", насколько можно судить о нем по копии капитолийского музея,
вовсе не походил на получеловека полукозла , каким изображало его
древнее искусство; у П. это - грациозный, мечтательный юноша, с нежными
и мягкими формами, прелестный, идеально красивый. Далее, известна по
копии, хранящейся в вилле Альбано, статуя П., изображавшая Аполлона
Савроктона, в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегося
стрелою в ящерицу, ползущую по стволу дерева. Наконец, до нашего времени
дошло несомненно оригинальное произведение П. - знаменитый Гермес. Эта
статуя, о которой мы знали из слов Павзания, была найдена в 1877 г, при
раскопках развалин храма Геры, в Олимпии. К сожалению, Гермес оказался
сильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенец
Дионис, которого держит Гермес; лишился головы и левой руки. При всем
том, это произведение дает весьма ясное представление о стиле
гениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасного
юноши, без обычных его атрибутов - крылатой шапки и жезла. Гермес стоит,
облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив на
левую, обвитую плащом, руку - малютку Диониса, он манит его каким-то
предметом, который держал в другой руке - по всей вероятности, кистью
винограда. В техническом отношении, статуя эта - верх совершенства;
такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкой
трактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведений
греческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением П. следует
также признать женскую головку, находящуюся в собрании лорда
Ликонфильда, в Петворте, в Англии.