Предопределение


Предопределение (рrаеdетеrмinатiо) - один из труднейших пунктов
религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о
природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе. Существа
нравственносвободные могут сознательно предпочитать зло добру; и
действительно, упорное и нераскаянное пребывание многих во зле есть
несомненный факт. Но так как все существующее, с точки зрения
монотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущей
воли всеведущего Божества, то значит упорство во зле и происходящая
отсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли,
предопределяющей одних к добру и спасению, других - ко злу и гибели. Это
заключение не представляет особенной трудности для такой религии,
которая - как (позднейший) ислам - видит в Божестве исключительно или по
крайней мере преимущественно беспредельную силу или абсолютный произвол,
требующий только безотчетной покорности; но так как в христианской идее
Божества выдвигается на первое место сторона внутренней разумности или
смысла (Логос) и любви, то П. ко злу со стороны Божества оказывается
здесь немыслимым. Некоторые отдельно взятые места у ап. Павла (Римл. IХ.
11 след.) как будто выражают такой взгляд; но в контексте эти выражения
допускают другое толкование, которого и держались все христианские
писатели до начала V в., когда идея абсолютного П. впервые появляется у
блаж. Августина как реакция против пелагианства, дававшего человеческой
свободе такое широкое значение, при котором не оставалось места не
только действию, но и предвидению со стороны Божества. Сам Августин
сопровождал, впрочем, свое учение о П. различными смягчительными
оговорками; но после его смерти вопрос обострился вследствие возникшего
в монастырях южной Галлии спора о пределах человеческой свободы между
ревностными учениками Августина и некоторыми последователями восточного
аскетизма, которые, с добрым намерением отстаивая значение нравственной
свободы, неосторожно признавали за нею первый шаг в деле спасения. Видя
в этом принципиальную уступку пелагианству, ученики Августина с большею
резкостью и определенностью, чем он сам, стали выдвигать характерные
пункты его учения, между прочим и абсолютное П. Для разрешения этих
споров было точнее определено на нескольких поместных соборах
православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог хочет
всем спастись, а потому абсолютного П. или П. к нравственному злу не
существует: но истинное и окончательное спасение не может быть
насильственным и внешним. а потому действие благости и премудрости
Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за
исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода;
следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь
благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению
Божию предопределены к исключению из царства Божия или к погибели. П.
относится, след., лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому
злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей
благодати. Вопрос решен, таким образом, догматически, философское же его
разъяснение доселе составляет одну из важнейших задач христианской мысли
и пока еще не привело к положительным результатам. Впрочем, и на
богословской почве вопрос был поднимаем снова, в особенности в IХ в.,
немецким монахом Готшальком, и в ХVI в., швейцарским реформатором
Кальвином, который без всяких смягчений возобновил теорию абсолютного П.
(ко злу). К тому же тяготели и янсенисты, примыкавшие к Августину через
Фому Аквинского, тогда как их противники, Иезуиты, подвергались упреку в
семи-пелагианстве.