Панегирик


Панегирик - Греки заимствовали у египтян обычай говорить речи при
погребении усопших и создали впоследствии из этого обычая особый род
литературы и ораторского искусства. Уже во времена Солона такого рода
речи при общественных похоронах произносились не кем-нибудь случайно, а
известным лицом, по назначению. "Dе моiriвus аuт веuе, аuт niнil"
говорили римляне, и надгробные речи их всегда отличались похвалами, при
чем первоначальная искренность уступала место риторике, по мере того,
как речи эти приобретали официальный характер и стали служить предлогом
для похвалы живым. Из панегирических речей древности особенно
замечательны речь Перикла в честь павших при Марафоне и Саламине (у
Оукидида) и речь Лизия в похвалу сражавшимся с Коринфом. Эти речи имели
главным образом целью одушевить афинян к новым жертвам для блага и
спасения отечества. В точном смысле слова П. (от раn - весь и аgоrа
афинский форум) стали называть речь, произносимую перед народом в честь
какого-либо лица, города или нации и содержащую в себе похвалу, без
примеси критики. Из памятников такого красноречия в Греции сохранился до
нашего времени только П. Афинам Изократа (386 г. до Р. Хр.). В римской
литературе знаменит П. Траяну Плиния Младшего, по случаю назначения его
консулом - образец тонкой и остроумной лести. "Жизнь Агриколы" Тацита -
другой пример П. в римской литературе, но уже без всякой примеси лести
живому. С распространением христианства похвальное слово умершим
приобретает все более характер апологии религии и наставления живым, в
духе веры и церковных установлений. Отсюда получили начало П. в день
праздника того или другого святого, и те же начала легли в основание
житий святых. П. святым и царям пестрели риторическими украшениями и
производили на массу впечатление тем более сильное, чем меньше они
походили на действительность. В ХVI и ХVII в. входит в обычай, сочинять
панегирики или похвальные слова юмористического и сатирического
содержания: например похвала пьянству, подагре, животным и растениям
(кошки, крысы, мыши). Особенно знаменита сатира в форме панегирика -
"Похвала глупости" Эразма Роттердамского. В ХVII в. во Франции,
вследствие особых условий усиления королевской власти, развилась
придворная панегирическая хвалебная поэзия. В ХVIII в. даже Вольтер,
Дидро, Д'Аламбер и др. знаменитые философы века писали П. Екатерине II,
Фридриху Великому и т. п. С другой стороны, мелкие литераторы а
стихотворцы сочиняют П. Вольтеру и другим значительным лицам и
вельможам. Из памятников ХVII в. во Франции особенно известны П.
Боссюэта священной королевской власти. Другой современник Людовика ХIV,
Буало, издал в 1660 г. сборник "Disсоurs аu rоi" - П. королю и монархии.
ХVII в. создал во Франции специальную литературу академических речей или
"похвальных слов", представляющих ряд риторических П. выдающимся
государственным деятелям, воинам, ученым, поэтам и т. д. Особенной
известностью и значением пользуются собрания такого рода речей Кондорсе,
Д'Аламбера, и других академиков. Обычай произносить в торжественные и
праздничные дни похвальные слова с целью поучения и назидания перешел и
к нам, и получил значительное развитие в проповеди. а затем в литературе
и даже поэзии ХVII и ХVIII вв. Проповеди Феофана Прокоповича
представляют почти всегда П. Петру. Наука и литература долгое время еще
нуждались у нас в покровительстве сильных и знатных; отсюда восторженные
П. Петру, Елизавете, Екатерине II и вельможам, сподвижникам этих
государей. Зависимость ученых и поэтов от милостей двора создает особый
род придворной, панегирической, т. е. неумеренной в похвалах и льстивой
литературы. В некоторых одах, напр. Елизавете Петровне, восторженные,
превышающие всякую меру похвалы до известной степени служат отголосками
общественного настроения, видевшего в воцарении "Петровой дщери"
наступление нового, лучшего периода русской истории. Оды и послания
Ломоносова (к Шувалову и др.), при всей своей риторичности, также имеют
серьезное общественное значение и одушевлены любовью к науке и
просвещению. Но этого нельзя сказать о большинстве панегиристов,
искателей теплых мест; их льстивые П. не отличаются ни содержанием, ни
стилем. Панегирическая литература ХVIII в. имеет у нас особенно видного
представителя в лице Державина. В ХIХ в. П. в настоящем смысле слова
исчезает.