Прерафаэлиты


Прерафаэлиты - группа английских художников и поэтов, образовавшаяся
в начале 50-х годов ХIХ ст. с целью борьбы против условности в
английском искусстве первой половины века, против академических традиций
и слепого подражания классическим образцам. Название "прерафаэлитов"
должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками
эпохи раннего Возрождения и такое же, как у последних, благоговейное
следование природе. Членами братства П. сделались художники и писатели,
имена которых стали с тех пор знамениты: Данте-Габриэль Россети, его
брат Вилльям, Гольман Гент, Джон-Эверет Милле, скульптор Вульнер
Коллинс. На выставке 1855 г. появились первые картины, подписанные тремя
условными буквами Р. R. В. (Рrе-Rарнаеliте Вrотнеrнооd). Лучшим из их
произведений была картина Г. Гента: "Светоч Мира". Она изображала
смелую, спокойную и свободную фигуру Христа, стоящего с зажженным
фонарем в руках, в саду, у закрытой двери, и стучащегося в нее уверенным
движением руки. Выше всего художники братства ставили одухотворенность
замысла. Они отождествляли искусство с религией и смотрели на картину
как бы на молитву религиозно настроенной души, выражающуюся символами.
Они считали искусство служением Богу и полагали, что содержанием
художественных произведений должно служить преимущественно все то, что
говорит об отношении человека к вечности, о божественной тайне,
открывающейся душе человека только посредством символов. В начале П.
предпочитали евангельские сюжеты, как более других позволяющие выражать
религиозное и мистическое настроение, причем избегали в живописи
церковного характера и трактовали Евангелие символически, придавая
особое значение не исторической верности изображаемых евангельских
эпизодов, а их внутреннему философскому смыслу. Так, напр., в "Светоче
Мира", Гента, в виде Спасителя, с ярким светильником в руках, изображен
таинственный божественный свет веры, стремящийся проникнуть в закрытые
человеческие сердца, как Христос стучится в дверь человеческого жилища.
В понимании П. символ отличается от простой аллегории тем, что живет
своей собственной жизнью. П. старались воспроизводить с величайшей
добросовестностью и точностью всякий предмет, всякую подробность
внешнего мира, прежде всего изображать жизнь и правду, а затем уже
показывать, что таится за внешностью предметов и жизненных явлений. Они
стремились внести в искусство этическое содержание не путем нравоучений,
а исканием истины в природе. Кроме религиозных сюжетов, они занимались и
историческими темами, добиваясь величайшей точности в изображении
фактических подробностей. Некот. (Гук, Льюис, Линнель и др.)
разрабатывали пейзаж, внося в него то же изумительное изучение
частностей. Пейзажисты этой школы известны в особенности изображением
облаков, унаследованным ими от предшественника этой школы, Тернера.
Большое значение для П. имел Джон Рескин, повлиявший своими книгами (в
особенности "Моdеrn Раinтеrs") на развитие эстетического вкуса в Англии;
он уяснил значение Тернера и привел в систему идеи П. относительно
искусства. Он был не созидателем искусства П., но его толкователем и
товарищем его первых деятелей. Рескину принадлежит ясное определение
художественных целей прерафаэлитства. "Легко управлять кистью", говорит
он, "и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью; этого
может добиться всякий после нескольких лет труда. Но изображать среди
трав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говорит
нашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхленной
земли, находить во всем, что кажется самым мелким, проявление вечного
божественного новосозидания красоты и величия, показывать это немыслящим
и незрящим - таково назначение художника. Этого требует от него Бог". В
этих словах заключается вся суть искусства П.; они стремились разрушить
рамки условности и одухотворить искусство религиозным и этическим
содержанием. Братство П. распалось, как только миссия его была окончена,
т. е. выражен протест против условности во имя правды и понимания
искусства как служения религиозно-нравственной идее. Члены братства
пошли каждый своим путем; но и после его распада продолжала развиваться
группа художников и поэтов, примкнувших к эстетическому миросозерцанию
П. Преемниками их явились Бернье-Джонс, Уатс, Моррис, Вальтер Крэн и др.
Ср. J. Rusкin, "Рrаеrарнаеliтisм" и "Моdеrn Раinтеrs"; R. dе lа
Sizеrаnnе, "Lа реinтurе аuglаisе соnтемроrаinе"; Еrnеsт Снеsnеаu, "Lа
Реinтurе Аnglаisе"; З. Венгерова, "Литературные характеристики".