Пресвитер


Пресвитер (рrеsвuтеrоV, рrеsвутеr) - древнейшее каноническое (т. е.
усвоенное древним церковным законодательством - правилами апостолов,
вселенских и поместных соборов, ) название второй степени христианского
таинства священства (у нас в России ныне в церковных документах, в актах
государственных и церковноюридических, а также в общежитии -
"священник"). Во времена апостолов пресвитерами часто назывались
епископы и, наоборот, епископами - пресвитеры (см. Деян. ХХ, 17 - 18,
28; 1 Петр. V, 2; Тит. 1, 5, 7; 1 Тим. Ill, 1, 2, 7; V, 17 и др.), не в
смысле обозначения иерархической степени тех и других; а лишь в древнем
общенарицательном смысле слов "епископ" и "пресвитер", для указания на
личные качества, обозначаемые этими словами в буквальном их смысле.
Если, говоря о христианском епископе, хотели указать на его старческий
возраст и свойственную ему мудрость, его называли пресвитером (старец,
старейшина). Тех пресвитеров, которые были поставлены самими апостолами
и находились под их непосредственным руководством. хотя и без права
посвящения других в пресвитеры или диаконы, называли епископами
(надзирателями, управителями). В смысле возраста, пресвитерами называли
себя даже апостолы Петр (1 Петр. V, 1) и Иоанн (2 Иоан. 1, 1; Иоан. 1, 1
). Вероятно, к епископам и пресвитерам относились одинаково и другие
нарицательные названия, присваиваемые в книге Деяний и в Посланиях
апостольских лицам, стоявшим во главе той или другой церковной общины:
пастыри (роiмеnеV - Ефес. IV, 11), вожди (нgоuмеnоi - Евр. ХIII, 7, 17,
24), предстоятели (рrоеsтомеnоi, рrаероsiтi, аnтisтiтеs - l Сол. V, 12;
Римл. ХII, 8), председатели (рrоеdrоi, рrаеsidеnтеs), иереи (iеrеuV).
Обязанности пресвитеров, как видно из Деяний и Посланий апостольских и
творений св. отцов II и III в., были следующие:
его присутствии пресвитер занимал второе место;
принадлежало главным образом;
пресвитеры - на седалищах, стоявших ниже (тrоnus sесundus). Если при
епископе сослужили несколько пресвитеров, то они образовывали около него
полукруг (соrоnа ессlеsiае, sрiriтuаlis соrоnа, сirсuli рrеsвутеrii). В
римских катакомбах найдены фресковые изображения таких соrоnае
ессlеsiае, относящиеся к древнейшему времени. При посвящении нового
пресвитера, пресвитеры, во время руковозложения епископского, имели
право возлагать на него свои руки (соб. каре. IV). Корпорация
пресвитеров при епископе называлась пресвитерия (рrеVвuтеriоn,
рrеsвутеriuм, рrеsвuтеiоn, sunеdriоn тоu рrеsвuтеriоu, sеnатus
ессlеsiае, sеnатus Снrisтi, соnsiliаrii ерisсорi, соnsiliuм ессlеsiае).
На соборах П. занимали места во втором ряду, позади епископов (подписи
их имеются на многих соборных актах). На Западе без собора пресвитеров
епископ не постановлял ничего, относящегося к церковной дисциплине
(карфаг. соб. IV, 22, 23; соб. толедский VI). В отсутствии епископа, а
также по его смерти или по удалении его с кафедры, до назначения ему
преемника, пресвитерий исправлял его обязанности (кроме посвящений - см.
посл. Киприана, V, Х и ХХI, послание Игнатия к антиохийцам). В средние
века на Западе пресвитерий заменен капитулом .Терминологически, в смысле
обозначения именно второй степени священства, с ее специальными
обязанностями, название рrеsвuтеrоV в первый раз встречается в. Деяниях
апостол., ХIV. 23, при рассказе о поставлении апост. Павлом, через
рукоположение пресвитеров во все церкви Дервии, Листры, Иконии и
Антиохии. Затем в посланиях к Тимофею и Титу говорится о рукоположении
пресвитеров епископами, каждым в своей епархии (1 Тим. V, 17, 19, 22;
IV, 14; 2 Тим. 1, 6). В избрании пресвитеров принимала участие и паства,
т. е. миряне. Климент Римский и Игнатий замечают; что поставления П.
"совершались с согласия всей церкви" (т. е. прихода, для которого они
избирались). Климент Александрийский упоминает об избирательном списке
кандидатов на пресвитерство (екlоgн), составлявшемся паствой. Участие ее
в выборе П. совершалось столь чинно, что император Александр Север (III
в.) ставил выборы кандидатов на пресвитерство в христианских общинах в
пример для выбора гражданских чиновников. Лаодикийский собор (IV в.)
отменил участие паствы в выборе П. (см. Павлов, "Об участии паствы в
делах церкви", Казань, 1866). Участие мирян в избрании кандидатов на
пресвитерство не означало участия их в посвящении их: оно было только
свидетельством о их достоинствах и качествах; благодать, характеризующую
пресвитерство, преподавало лишь руковозложение епископа. По мнению
протестантских ученых, П. и епископ имели сначала одну и ту же степень и
достоинство; различие между ними появилось лишь в III в.; название "П."
указывает на достоинство, а "епископ" - на должность, совмещенные в
одном лице. Это мнение имело свои зачатки еще в IV в., но тогда же было
отвергнуто церковью. Чем дальше, тем подробнее выясняется в учении
церкви и в творениях св. отцов значение пресвитерства, как второй
степени священства. Отцы церкви IV-го и последующих веков (Григорий
Богослов, Златоуст, Амвросий, Иероним, Григорий Двоеслов и др.) в своих
творениях подробно разработали богословское учение о священстве. В
умственном отношении избираемый в П. должен быть достаточно образован в
богословии, знать хорошо церковные правила (поэтому к пресвитерству не
допускались новообращенные ко Христу). В неблагоприятные для образования
периоды уровень требований от П. несколько понижался (напр. в. IХ и
след. веках на Западе); в России на соборах владимирском (1274),
стоглавом (1551) и большом московском (1667) ,определено
довольствоваться тем, чтобы кандидат на пресвитерство "хорошо знал
грамоту".