Пресвитерианство


Пресвитерианство - так называлось то из направлений реформации ХVI
в., которое выдвигало на первый план вопросы церковного устройства и
настаивало на возвращении к первоначальному строю христианской церкви,
признавая лишь сан пресвитера, избираемого народом, и отрицая епископат,
как позднейшее искажение; оно требовало также участия в церковном
управлении светских лиц - "старейшин" (по выбору или кооптации),
отделения церковного управления от государственного и федеративного
устройства церкви в пределах национальной территории. Первые следы
пресвитерианского устройства можно найти у вальденцев Пьемонта и у
чешских братьев ХV в. Аналогичное устройство пытался ввести в эпоху
реформации (1527) Ламберт Авиньонский в Гессене: в ежегодном
территориальном синоде должны были участвовать светские делегаты.
Теоретическую формулировку пресвитерианского строя на исторической
основе дал Кальвин, в своем "Наставлении к христианской вере". Здесь
различаются церковные должности докторов, пресвитеров или министров,
светских старейшин (аnеiеns или survеillаns) и дьяконов. Церковные
ордонансы 1541 г., установившие в Женеве церковный суд или консисторию,
лишь отчасти осуществили программу Кальвина, так как допустили
верховенство в церковных делах городского магистрата. Настоящая
пресвитерианская организация на большой территории возникает, в половине
ХVI в., в Шотландии, Франции, Бельгии и Голландии. Под давлением
преследований французские кальвинистские общины, уже имевшие местные
консистории, были созваны в 1559 г., в Париже, на первый национальный
синод. На этом и последующих синодах конца ХVI в. были выработаны
система дисциплины внутри отдельных церквей и иерархическое устройство,
соединявшее церковные общины сетью представительных собраний. Самой
мелкой единицей являлся приходский совет, состоявший из священников и
старейшин; затем следовал коллоквий (или консистория), составленный из
делегатов от приходских советов округа, далее- провинциальный синод, из
представителей консисторий, и, наконец, общий или национальный синод;
каждая следующая ступень служила апелляционной инстанцией для низшей.
Эпоха наибольшего развития и деятельности этого строя относится ко
времени его официального признания нантским эдиктом. Во Франции П.
держалось в ХVI и ХVII вв. в своем наиболее чистом виде, так как оно
было лишь терпимой церковью и светская власть не вмешивалась в его
жизнь. В Голландии пресвитерианское устройство было установлено синодом
в Эмдене 1571 г., постановления которого были дополнены в Дордрехте в
1618 г. Здесь церковь имела мало самостоятельности, в виду постоянного
вмешательства правительственной власти; светские делегаты общин в
церковном управлении постепенно почти исчезают. Под влиянием
нидерландских и валлонских церквей П. переходит и в Германию. Синод в
Везеле 1568 г. устанавливает пресвитерианский строй для многих
прирейнских округов. Некоторые черты его (советы старейшин) появляются в
рейнском Пфальце и в Нассау. В германских княжествах П. существенно
видоизменяется церковным верховенством местных государей, присвоивших
себе епископскую власть. Но и в германских церквах, даже в лютеранстве,
постепенно намечается движение к полному отделению церковного авторитета
и управления от государственного; таковы были стремления Шпенера в конце
ХVII в., Шлейермахера - в начале ХIХ в. Движение это усиливается в ХIХ
в., с установлением парламентского строя и вероисповедной унии
немецко-протестантских церквей. В Швейцарии движение к так наз.
"свободной церкви" получило особенный толчок с 1848 г. Всюду
устанавливаются приходские советы и синоды церковных представителей.
Таким образом, в ХIХ в. евангелические церкви приближаются к
пресвитерианству. П. лишь в теории требовало избрания священников и
старейшин всею общиной: на практике обыкновенно применялась кооптация со
стороны самого церковного совета. П., в качестве аристократического
строя, отличается от системы непосредственного управления общиной.
Вместе с тем П. выступает против самостоятельности отдельных общин и,
устанавливая иерархию церковных советов, настаивает на подчинении
церквей общей национальной или территориальной организации.
исповедание" и катехизисы "большой" и "малый" (русский перевод их см. в
"Чтениях Моск. Обш. Любит. Дух. Просвещ.", 1877 - 1878 гг). Однако, две
значительных по своей численности партии уклонились от этих
символических книг: так называемые NоnSuвsсriвing Рrеsвутеriаns Англии и
Ирландии, слившиеся с унитарианами, и пресвитерианская церковь
Кумберланда (в Соединенных Штатах Америки), которая силится
скомбинировать пресвитерианство с методизмом; "изложение веры" этой
последней более арминианское, чем кальвинистское. "Шотландская
соединенная пресвитерианская церковь" - главная из пресвитерианских
церквей в Европе - особой догматической декларацией заявила, что
остается неизменно верной Вестминстерскому исповеданию. Все вообще
пресвитериане "признают право частного суждения о всех предметах,
относящихся к религии".

распятия, ни алтарей, ни свеч, ни икон, ни органов; проповедническая
кафедра имеет вид эстрады, с несколькими седалищами; священнодействующие
пасторы надевают во время службы особую одежду. П. отменило литургию в
целом ее составе; не прочитываются даже ни десятословие, ни символ веры,
ни молитва Господня. Все молитвы, которые произносятся в собраниях (и
выслушиваются то стоя, то сидя или коленопреклоненно), суть импровизации
пастора. Поются псалмы, переложенные в четверостишия, и несколько стихов
из других библейских книг. В некоторых общинах допускается пение гимнов,
сочиненных самими пресвитерианами (нумnеs нuмаins), с аккомпанементом
инструментальной музыки. Проповедь, которая чаще читается, чем
произносится, обыкновенно бывает догматического или экзегетического
характера. Воскресенье соблюдается строго, но других праздников не
существует. Причащение совершается через большие промежутки времени; ему
предшествует испытание причащающегося в знании религиозного учения и
многочисленные приготовительные церковные службы; приобщаются сидя за
длинными столами. Браки благословляются в домах супругов. Погребальный
обряд ограничивается прочтением молитвы над умершим на дому, без
облачения в богослужебные одежды; на могиле молитв не бывает. Дисциплина
нравов и христианская жизнь между пресвитерианами, особенно в
шотландской П. церкви, по общему отзыву, стоит высоко. Они хорошо знают
Библию, преданы своей церкви, любят свое духовенство, много делают для
миссионерства. В 1876 г. несколько П. общин в Сев. Америке (около 30)
образовали "всеобщий П. союз" (Аlliаnсе univеrsеllе), раз в три года
собирающий "всеобщий П. собор" (Gеnеrаl Рrеsвутеriаn Соunсil), на
который съезжаются в значительном числе и представители пресвитерианства
из Европы. Число пресвитериан в Европе и в Северной Америке неизвестно
даже приблизительно, но очень велико. В то время, как одни (Воsт, в
"Diстiоnnаirе d нisтоirе ессlеsiаsтiquе") насчитывают их до 7 милл.,
другие (епископ Иоанн, бывший русский епископ в Америке) определяет
число П. всех подразделений в 52 милл. душ. См. Еdм. Sснеrеr, "Еsquissе
d'unе тнеоriе dе l'Еglisе Снrетiеnnе" (П., 1845); Васuмеr, "Diе
Рrеsвутеriаlvеrfаssung in iнrеr Веgrundung" (1823); Niрре, "Diе
Рrеsвутеriаlvеrfаssung und dеrеn Еinfuнrung in dеr D.-Еvаng. Кirсне"
(Б., 1847); Мillеr u. Lоriмеr, "Gеsсн. und Wеsеn dеr
Рrеsвутеriаlvеrfаssung" (Галле, 1849); L. Riснтеr, "Gеsснiснте d.
Кirснеnvеrfаssung" (Лпц., 1851); D. Кing, "Аn Ехроsiтiоn аnd Dеfеnсе оf
тне Рrеsвутеriаn Fоrм оf Снurсн. Gоvеrnмеnт" (Эдинб.; 1853); Нерре, "Diе
Рrеsвутеriаl-Sуnоdаlvеrfаssung dеr еvаngеl. Кirсне in Nоrd dеulsснlаnd"
(Изерлон, 1868); Ноdgе, "Соnsтiт. Нisтоrу оf тне Рrеsвутеriаns"
(Филадельфия, 1839); Gillет, "Нisтоrу оf тне Рrеsв. in Амеriса"
(Филадельфия, 1857); "Нisтоrу оf. тне divisiоn оf тне Рrеsв. in тне U.
S." (Нью-Йорк, 1852); "Рrеsвутеriаn Rеuniоn" (Нью-Йорк, 1871); Сrisмаn,
"Оriginеs аnd dостrinеs оf тне Сuмвеrlаnd Рrеsвут. Снurсн" (Сен-Луи,
1877); "Rероrт оf Рrосееdings оf тне Firsт Gеnеrаl Рrеsвiтеriаn Соnсil"
(Эдинбург, 1877); "Из истории религиозных сект в Америке" ("Чтения в
Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1877 - 1878).