Проза


Проза. - Характеристика П., как особого склада мысли и речи, в
известных отношениях противоположного поэтическому, сделана в статье
поэзия. С этой точки зрения П. тождественна с наукой .Противоположение
научного закона и поэтического типа вполне исчерпывает отношения между
поэзией и П. Это противоположение яснее всего определено Вильг.
Гумбольдтом: "поэзия берет действительность в ее наглядном проявлении, в
том виде, в каком она доступна внутренним и внешним чувствам, не
заботясь о том, что собственно делает ее действительностью, и даже
намеренно отталкивая от себя этот вопрос. Переработав это наглядное
проявление действительности в образ, она воплощает в нем художественно
идеализованное целое. П., напротив, доискивается в действительности
именно того, чем она коренится в бытии, тех нитей, которыми она с ним
связана; связав, затем, отвлеченной формулой факт с фактом и понятие с
понятием, она представляет их объективную связь в форме идеи" ("О
различии организмов етс".). Нельзя противополагать поэзию и П. ни с
точки зрения различия субъективности и объективности - разница здесь
только в степени, - ни с точки зрения их влияния на чувство-эстетический
и эмоциональный характер могут быть в высокой степени свойственны и П.,
- ни с точки зрения их материала - мир ирреальный в некоторых своих
построениях доступен именно только П., науке, а не поэзии: таковы
математические учения о многомерных пространствах, более далеких от
того, что мы называем действительностью, чем самые идеальные измышления
самого необузданного поэта-фантаста. В виду этого сходства поэзии и П. и
по целям (познание) и по материалу (мир реальный и идеальный),
невозможно определять П., как "те словесные произведения, в которых, по
требованию и для удовлетворения собственно мыслящей силы души,
воспроизводится в слове мир действительный или мир нашей мысли, с целью
исследовать истину в области того и другого мира". В этом определении,
выставленном старой эстетической теорией, нет ничего, что не было бы
свойственно и поэзии. Иное, внешнее понимание термина прозы - вместе с
иным пониманием слова поэзия - проводит между ними более определенное
различие: это - отождествление поэзии со стихами, которое собственно и
подало повод к выделению П. (рrоrsа, т. е. оrатiо рrоvеrsа, речь
свободно стремящаяся вперед, в то время как стих должен всегда
возвращаться обратно, vеrsus), как особого вида речи, а вместе с тем и
словесных произведений. С точки зрения науки, которая знает и
художественные романы и даже "стихотворения" в П., и дидактические (т.
е. прозаические) произведения в стихах, такое деление принято быть не
может, но в обыденной речи, за отсутствием других терминов, оно
держится. Необходимо, однако, указать, что и прозаическая речь не так
"свободна", как это может казаться с первого раза: ее структура
подчинена своим законам, более сложным и менее уловимым, чем законы
стихотворного ритма, но тем не менее несомненным. В ней нет рифмы и
однообразия стихов и стоп, но есть иные проявления внешней симметрии и
последовательности. На своеобразие прозаического ритма указывает с
особенной очевидностью не столько дурная, негармоническая П., сколько
попытки дать П. стихотворный ритм (так наз. "рубленная П."), действующая
самым антиэстетическим образом. Деление П. на роды и виды (повествование
- летопись, записки, биография, характеристика, некролог, история;
описание - ученое и художественное, путешествие; рассуждение -
аналитическое и синтетическое, критика; речь ораторская - политическая,
судебная, академическая, духовная, спич), которым в современных
учебниках исчерпывается вся теория П., не имеет ни научного значения, ни
дидактических достоинств; то, что в ней есть научного, заимствовано из
логики, остальное - мертвое наследие старинной риторики.