Прокопий


Прокопий (РrокорiоV) - важнейший историк ранней византийской эпохи;
родился в исходе V в., в палестинской Кесарии. Получив отличное
риторическое и юридическое образование, он переселился в столицу и занял
(527) место секретаря и юрисконсульта при Велисарии, которого
сопровождал в 533 г. в походе против вандалов. В 536 г. П. сопутствовал
Велисарию в походе в Италию, против готов, а затем на Восток, против
персов. Год смерти П. неизвестен; вероятно, он скончался в шестидесятых
годах VI в. Этим почти исчерпываются скудные биографические сведения о
П. Из сочинений его важнее всего состоящая из 2 неравных частей
"История" (Isтоriкоn), в 8 книгах, более известная под названием
"Истории войн". События изложены здесь не в хронологическом порядке, а
по странам, как у Аппиана: в первых 2 книгах рассказаны войны с персами,
в 3 и 4 - войны с вандалами, в 5, 6 и 7 - с готами. Эта часть "Историй"
появилась около 550 - 551 гг. 8-я книга, изданная автором после 554 г.,
является как бы приложением к первым 7 книгам и посвящена общему
обозрению событий до этого года. П. далеко выходит за рамки военной
истории; его труд является драгоценнейшим памятником эпохи Юстиниана
Вел. Ошибочно считали раньше "Историкон" обширной биографией Велисария;
если фигура полководца и занимает центральное положение в рассказе, то
это объясняется выдающимися его заслугами и громадной популярностью.
Очень интересны, хотя и не всегда свободны от преувеличений,
разоблачения различных сторон придворной жизни и политики того времени,
приводимые в составленной около 550 г., но изданной после смерти П.,
едкосатирической "Тайной истории" (Нisтоriа аrсаnа; это название
укоренилось в последнее время; в словаре Свиды она названа Аnекdота). В
этом сочинении П. рисует в чрезвычайно мрачных красках деспотизм
Юстиниана и развращенность Феодоры; достается также Велисарию и его
жене. Эти яростные нападения производят странное впечатление, при
сравнении со сдержанным тоном "Историй". Может быть, это - тайные
мемуары П., в которых он давал выход чувству негодования, долго
скрывавшемуся, по понятным причинам, под маской лести и восхвалений. Со
времени первого издания "Аnесdота" (Аlемаnnus, 1623 г.) до последнего
времени в ученой литературе не прекращался спор о достоверности
содержания этого трактата и об авторских правах П. Так как в этом споре
приняли участие католические патеры и их противники протестанты, а потом
к нему присоединились и юристы, то спор принял тенденциозный характер.
Паписты отстаивали достоверность "Аnесdота", из нерасположения к одной
из крупнейших фигур православного Востока; протестанты оппонировали им
под давлением реформационной борьбы; юристы, из преклонения перед
законодательным и политическим гением Юстиниана, с негодованием
отвергали резкие и часто грязные разоблачения. Аlемаnnus, Монтескье,
Гиббон, Тейфель стояли за подлинность "Анекдот" и достоверность
приводимых там фактов. К этому направлению примкнул лучший исследователь
П., Дан. В своей обширной монографии о П., основанной на детальном
изучении фактов и сравнительной критике всех приписываемых П. сочинений,
а также служившего ему образцом Фукидида, Дан приходит к выводу, что ни
факты, несмотря на видимый контраст, ни язык в "Анекдотах" и
"Историконе" не расходятся. Преувеличения "Анекдот" объясняются, по его
мнению, страстным характером историка (так думал и Гиббон). Менее удачна
попытка Л. Ранке рассматривать "Аnесdота" как компиляцию, в которой
некоторые части принадлежали самому П., а другие заимствованы из по
явившегося после смерти Юстиниана Вел. памфлета, выражавшего взгляды
пробудившейся реакции против закончившегося царствования, причем
компилятор намеренно прикрылся громким именем историка. К Ранке примкнул
английский историк Бэри (Вurу); гипотезу эту опровергнул Наurу. Еще
дальше Ранке пошел А. Димитриу, совершенно отрицающий авторские права П.
Памфлет, по его мнению, составлен из 2 самостоятельных частей; первая
часть, направленная против Велисария, возникла в 548 г. под влиянием
Нарзеса; вторая, направленная против Юстиниана и его жены Феодоры,
написана в 559 г. и только внешним образом соединена с первой. В самое
последнее время Б. Панченко снова пересмотрел историю вопроса и пришел к
выводам, подтверждающим тонкий анализ Дана. Третье сочинение П., "О
постройках Юстиниана" (Реri стisматwn), отличается льстивым тоном и
преувеличенными похвалами по адресу императора. Это - прототип
византийского панегирика, так пышно распустившегося при дворе Комнинов и
Палеологов. Можно предположить, что историк хотел смягчить этим
сочинением неудовольствие двора на его "Историю войн", где под
сдержанной фразой часто плохо скрывается едкая ирония. При всей своей
риторичности, трактат о постройках является, однако, важным памятником,
благодаря обилию заключающегося в нем материала по географии, этнографии
и государственному хозяйству Византии VI в. Громадный литературный
талант, обширная эрудиция, знакомство с военным бытом, географией и
этнографией, близость ко двору и к театру изображаемых событий,
объективность изложения - все это ставит П. на высшее место в
средневековой историографии. На нем лежит печать перехода от языческой
древности к христианскому средневековью. По языку, исторической технике,
критическим приемам, литературным вкусам и мировоззрению П., подобно
большинству современных ему византийских писателей, стоит еще на почве
классической традиции. С любовью подражая Геродоту, а особенно Фукидиду,
он заимствует у последнего слова, выражения; погоня за блестящей фразой
часто наносит ущерб сущности рассказа. В VI в. древнегреческий язык еще
не был мертвым; это значительно повлияло на ясность и красоту стиля П.
Только путаница в употреблении союзов и наклонений свидетельствует о
наступлении нового периода в языке. Вместе со словами и выражениями П.
заимствует у своих античных образцов также и идеи, напр., идею судьбы
(тuсн), которая, сталкиваясь с христианским теизмом, не вызывает у
автора никаких душевных коллизий. В лице П. соединился античный эллин со
средневековым верующим христианином.

(1654), Оrеlli (1827), Isамвеrт (1856; некритич.). Полное собрание соч.
П. в парижском собрании виз. авт. сделал иезуит Маlтrетus (1662 - 63;
неудовлетворит.). Это издание повторено в Венеции (1729). В боннское
собрание (Соrрus) виз. писателей вошло изд. G. Dindоrf'а (1833-38).
Критическое издание "Готской войны" с итал. переводом выпускает в Риме
D. Сатраrеттi (1 т. вышел в 1895 г.). Полного критического издания еще
нет, но его готовит I. Наurу для книгоиздательства Тейбнера в Лейпциге.
Из массы латинских, итальянских, немецких, французских и английских
переводов выдаются, кроме указанного перев. Кампаретти, более ранний
итал. перевод Rоssi и Сомраgnоni (в "Соllаnа dеgli аnтiснi sсriттоri
grесi vоlgаrizzатi", Милан, 1828 - 30), франц. перев. "Готской войны" G.
Раrаdin (1578), "Вандальской и готской войн" - Siеur dе Gеnillе (1587),
"Перс. и ванд. войн" - L. dе Маugеr (1669 - 70), "Аnесdота" в изд.
Изамбера, немецкий перев. "Войн" Fr. Каnnеnngiеssеr'а (1827 - З1) и
"Анекдот" - I. Р. Rеinнаrd'а (1753), прекрасный русский перевод "Истории
войн с персами" Спир. Дестуниса, изданный в 1862 г. Г. Дестунисом и
вышедший вторым изд., с отличным комментарием Г. Дестуниса, в 1862 и
1880 г. Русский перев. "Вандальской войны" ограничился только первой
книгой (СПб., 1891).

вуzаnт. Liттеrатur", 2 изд., Мюнхен, 1897). Особенно важны: W. S.
Теuffеl, "Sтudiеn und Снаrактеrisтiкеn" (Лпц., 1871, 2 изд., 1889); F.
Dанn, "Рrосорius vоn Саеsаrеа" (Б., 1865, важнейшее пособие); L. v.
Rаnке, "Wеlтgеsснiснте" (IV, 2, "Аnаlеста"); Dевidоur, "L'емреrатriсе
Тнеоdоrа" (1885); Маllет, "Тне емрrеss Тнеоdоrа" ("Тне еnglisсн нisт.
rеviеw", 2, 1887); Вurу, "А нisтоrу оf тне lатеr Rомаn емрirе" (I,1889);
I. Наurу, "Рrосорiаnа" (Аугсб., 1891); Н. Вrаun, "Рrосорius Саеs.
quатеnus iмiтатus siт Тнuсididем" (Эрланген, 1885); В. Г.
Васильевский,"Обозрение трудов по визант. истории" ("Ж. М. Н. Пр.",
1887). О "Тайной истории" см. также статьи А. Димитриу (в "Летописи
Истор. Фил. Общ. при Имп. Новорос. Унив" за 1891, визант. отд.) и Б.
Панченка ("Визант. Временник", 2, 1895).