Проливы


Проливы - более или менее узкие части моря, между двумя материками,
напр. Гибралтарский, Босфор, Керченский; материком и островом, напр.
Зунд, Баб-эльМандебский, или между 2 островами, напр. Большой Бельт,
Бонифачио (между Сардинией и Корсикой). Некоторые морские каналы без
шлюзов могут быть названы искусственными проливами, соединяющими между
собой моря и облегчающими судоходство как настоящие П. Таких теперь 2:
Суэцкий, соединяющий Средиземное море с Красным, и Коринфский,
соединяющий Лепантский залив Ионического моря с Эгинским заливом
Архипелага. Они прорыты через перешейки тех же наименований. Существуют
проекты каналов через перешейки Панамский ,Керченский и Кра (на
Малаккском полуо-ве). Первый, если будет прорыт, должен стать всемирным
торговым путем, не уступающим Суэцкому каналу; вторые два вряд ли будут
иметь особенно большое значение, как и существующий уже Коринфский
канал. Узкие П., через которые идет большое торговое движение, издавна
имели значение и в политике. Владея ими, можно было не пропускать чужих
военных судов, не пропускать или облагать большими пошлинами чужие
торговые суда. Таково было еще недавно значение Зунда, таково и теперь
значение Босфора, Дарданелл. и Керченского П. Все три сильно укреплены.
В других случаях господство над проливами достигается укрепленными
гаванями в проливе или вблизи его, где собственные военные корабли
находят защиту, снабжаются углем, съестными припасами и т. д. Такие
гавани особенно нужны для сильной морской державы; в настоящее время об
устройстве их особенно озаботилась Великобритания. Благодаря им и своему
флоту, она господствует над движением в проливах, берега которых было бы
трудно или бесполезно укреплять, напр., над Гибралтарским проливом -
посредством Гибралтара, над П. Баб-ель-Мандеб - посредством Адена и
Перима и т. д. Вблизи П. часто возникали большие торговые города.
Существует мнение, что вообще такое положение благоприятно для торговли
(Константинополь, Копенгаген); но для того нужно еще много других
условий. В Гибралтарском П., напр., нет большого города, а вблизи -
только Кадис, торговля которого не имеет ничего общего с проходящими по
П. судами; в Суэцком канале - искусственном проливе, через который
проходит огромное количество судов - нет крупного города, а торговля
недалекой от него Александрии - важнейшей гавани Египта - не имеет
ничего общего с движением на дальний Восток через Суэцкий канал. Точно
так же никто, кроме местных жителей, не предполагает, чтобы на Панамском
канале должен был возникнуть большой город.