Протагор


Протагор из Абдеры (480-411)- один из главнейших софистов. Для
успешности практических занятий риторикой, составлявшей для него, как и
для всех софистов, главную задачу, он считал необходимым и теоретическое
изучение языка, и мышления. В своих не дошедших до нас книгах по
грамматике он разбирал вопросы о надлежащем употреблении различных
элементов и форм речи, а в соч. по логике, если верить сообщению Диогена
Лаэрэтя (IХ кн.), он первый исследовал способы доказательств. Впрочем.
по свидетельству Аристотеля (Rнетоr. П.) цель всех этих изучений
состояла в том, чтобы "худшее рассуждение сделать лучшим". Такая цель
имела принципиальное оправдание в субъективизме П., выраженном в его
знаменитой формуле; что "человек (в смысле каждого лица) есть мера всех
вещей - сущих в их бытии и несущих в их небытии". Для обоснования такого
принципа Н. примыкает к философии Гераклита, указывавшего на непрерывную
подвижность или текучесть всего существующего. В действительности нет
никаких пребывающих вещей и постоянных определенных свойств; а только
безостановочное движение и изменение. Те ощущения, в которых нам дается
все для нас существующее и вне которых мы ничего не знаем, суть лишь
моменты встречи двух движений: от ощущаемого и от ощущающего. Из
различия в скорости этих движений происходят различия и в качествах
ощущений, а следовательно, и все разнообразное содержание душевной жизни
и внешнего мира, ибо как душа сводится всецело к ощущениям; так и все
вещи дают нам о себе знать лишь в ощущении как действительном
соотношении внешнего движения с внутренним. Если таким образом ничто нам
доступное не существует само по себе, то нет смысла говорить и о том,
что хорошо, или справедливо само по себе. Противоречащее этому указание
П., что правда и стыд суть общий дар богов, которым снабжены все люди,
имело, очевидно, лишь риторический характер. Более серьезно и согласно с
точкою зрения П. его заявление, что он ничего не знает о богах,
приводимая же им причина этого незнания: "по неясности предмета и
краткости человеческой жизни" - имеет опять житейски-разговорный, а не
философский характер. Учение П. вдвойне неудовлетворительно:
принципиальное отрицание всего, кроме единичных или моментальных
чувственных состояний в их данной наличности, во-первых, не проведено до
конца теоретически, оставлены несогласные с принципом догматические
понятия внешнего движения, как чего-то объективно существующего, затем -
воспринимающего, или ощущающего субъекта, а также тех чувственных
органов, от которых идет другое движение навстречу внешнему, -все это
величины постоянные, обуславливающие собою данные наличные чувственные
состояния, но не сводимые на них без логического остатка; а с другой
стороны принцип чувственной наличности, очевидно, не дает основания и
объяснения ни для какой связной и систематической деятельности, хотя бы
такой, которою занимались софисты, ибо всякая такая деятельность, кроме
пребывающего единства сознания, заключает в себе еще свойства
предусмотрительности и целесообразности, не сводимые к наличности
чувственных процессов. П., занимаясь за плату публичным и частным
преподаванием всякой "мудрости", разъезжал по всем греческим городам
Европы и Азии и много раз был в Афинах, где в 411 г., во время
реакционного правления "четырехсот", был обвинен в атеизме; из опасения
уголовного приговора спеша удалиться в Сицилию, он дорогою случайно
утонул. Все его многочисленные сочинения потеряны. См. Наrрf, "Diе Етнiк
dеs Р." (Гейдельберг, 1884); Наlвfаss, "Diе Веriснте dеs Рlатоn und
Аrisтотеlеs uвеr Р." (Страсб., 1882); Viтriтgа, "Dе Р. viта ет
рнilоsорнiа" (Грёнинген, 1851); Frеi, "Quаеsтiоnеs Рrотаgоrеае"(Бонн,
1845).