Пантеон


Пантеон (собств. Пантейон) - в древности храмы, посвященные всем
богам. Наибольшей известностью пользуется римский П.; сооруженный в 25
или 27 г. до Р. Хр. Марком Агриппой, на Марсовом поле, близ им же
построенных терм. Он был посвящен божествам рода Юлиев, статуи которых,
например Марса и Венеры, стояли внутри этого сооружения. После
неоднократных повреждений, причиненных пожарами и ударами молнии, П. был
реставрирован сперва ими. Домицианом и Адрианом, затем. в 202 г. по Р.
Хр., Септимием Севером и его сыновьями. Об этой последней реставрации
свидетельствует надпись над портиком храма, помещенная под надписью,
высеченной Агриппой. В 1607 г., при папе Бонифации IV, П. был обращен в
церковь, посвященную Богоматери и всем мученикам, и получил название S.
Маriа аd Маrтуrеs
Мария-Ротонда, или просто Ротондой. П. представляет собой круглое здание
с портиком, не существовавшим в первоначальном плане, но возведенным еще
при Агриппе, предполагавшим поместить в нем свою собственную статую и
статую Августа. Портик образуют 16 колонн восточного гранита (8 по лицу,
каждая в 4,5 м. в окружности, с коринфскими беломрамерными капителями
превосходной работы). Он увенчан фронтоном, в настоящее время лишившимся
некогда украшавших его бронзовых фигур. Внутренность П. представляет
круглое помещение в 43,5 м. ширины и такой же вышины, покрытое
полукруглым куполом, с проделанным в середине циркульным отверстием 8,5
м. в диаметре. В стенах устроены 8 ниш, в которых помещались статуи
божеств; колонны, стоящие теперь в отверстиях этих ниш, относятся ко
времени Домициана; они заменили собой другие колонны, находившиеся тут
первоначально. Над архитравом идет представляющая собой продолжение
цилиндра аттика, которая, при одной из реставраций, была расчленена
пилястрами. Мраморная облицовка этих пилястров была удалена в 1774 г.
Пол внутреннего помещения П. выполнен порфиром и другими дорогими
породами камня. Общее впечатление, производимое П., очень грандиозно, не
смотря на то, что здание сильно пострадало вследствие хищнического
отношения к нему некоторых императоров (Констант II, в 655 г., перевез в
Константинополь вызолоченную бронзовую крышу) и пап. В 1881 и 1882 г.
вокруг П. были произведены раскопки, при чем с задней его стороны
открыты части сооружения, до того времени заслоненные позднейшими
постройками, и обнаружен весь цоколь, скрывавшийся под новейшими
наслоениями почвы. В П., в числе других знаменитых людей Италии,
похоронен Рафаэль и первый король объединенной страны, Виктор-Эмануил
II. Кроме римского П., знаменит также парижский. Он стоит на том месте,
где некогда стояла церковь, посвященная покровительнице Парижа, св.
Женевьеве. В 1764 г. Людовик ХV заложил здесь колоссальное здание,
которое и было возведено по планам архитектора Суффло. Парижский П.
имеет в плане форму греческого равноконечного креста, над серединой
которого высится купол на барабане. С западной стороны П. находится
обширный портик, образуемый 22 калнелированными колоннами коринфского
стиля в 20 м. вышины. Ширина всего здания - 84 м., длина - 112 м.
Внутренность П. представляет в середине; под куполом, круглое
пространство, к которому примыкают четыре боковые крыла. Над куполом
фонарь, обведенный решеткой; отсюда открывается великолепный вид на весь
Париж. Вышина всего здания от пола до фонаря достигает до 90 м. Здание
еще не было окончено постройкой, когда, в 1791 г., национальное собрание
переименовало его в Раnтнеоn Frаnсаis и определило ему быть хранилищем
портретных статуй великих людей, тела которых погребались бы в
подвальном этаже здания. При Наполеоне I П. снова был передан в духовное
ведомство, при чем, однако, удержал за собой значение усыпальницы
выдающихся деятелей эпохи империи. В 1822 г., он был обращен в церковь
св. Женевьевы. Июльская революция снова возвратила П. гражданский
характер, который и оставался за ним до 1855 г. Наполеон III, декретом
от 6 декабря 1855 года, отдал его опять религиозному культу. Наконец, 27
мая 1885 г., президент французской республики Греви, чтобы дать
возможность похоронить в П. тело Виктора Гюго, снова обратил его в
усыпальницу великих людей, не имеющую церковного характера. О римском П.
см. Адлера, "Dаs Раnтнеоn zu Rом" (Б., 1871), и Ланчьяно, "Il Раnтеоn е
lе теrме di Аgriрра" (в Nотiziе dеgli sсаvi" за 1881 и 1882 гг.).