Рихтер


Рихтер (Иоганн Павел Фридрих Riснтеr, известный под псевдонимом Жан
Поль) знаменитый нем. писатель (1763 - 1825) Сын деревенского пастора,
уроженец Баварии, он провел юность в лишениях, был студентом в Лейпциге
и, не окончив, вследствие бедности, курса, жил частными уроками; к
литературе он обратился лишь в надежде добыть писательством средства к
жизни. Еще во время студенчества он издал сатирические очерки:
"Grоnlаndisсне Рrосеssе" (Берлин, 1783 - 1784), но ни это произведение,
ни "Аuswанl аus Теufеls Рарiеrеn" (Гера, 1789) не имели большого успеха.
Являясь здесь прямым подражателем Свифта и Гиппеля, Жан Поль отличается
от последнего глубоким сентиментализмом, который находит у него
выражение в излюбленной литературной форме сентиментального настроения -
в идиллии. "Lевеn dеs Теrgnugтеn Sснulмеisтеrlеin Wuz" (1790) проникнута
уже характерными особенностями более крупных произведений Р.;
субъективноавтобиографический элемент занимает в них и впоследствии
видное место. Разнообразная фантазия, чрезвычайная изобретательность,
знание человеческого сердца, глубина чувства, богатство идей и дар
пластического, яркого изображения, при недостаточном развитии чувства
меры - таковы свойства таланта Р., с большей еще силой выразившиеся в
его следующем крупном произведении - "Diе unsiснтваrе Lоgе" (1793),
биографическом романе, который не был окончен автором, потому что во
время его создания изменилось направление описываемых им событий.
Оставив частные уроки, Р. был тогда безвестным школьным учителем в
баварском городке Шварценбахе. Громкая слава окружает его имя сразу
после его следующего произведения: "Неsреrus оdеr 45 Нundsроттаgе"
(1795); сочувственное изображение героини романа делает его кумиром его
соотечественниц, к которым он так подходил своей сентиментальностью. Его
обычный недостаток - неумение распределять материал, беспорядочный
характер, непоследовательность всего произведения - заметен и здесь, но
выкупается чертами проникновенного юмора, вниманием к мелочам жизни и
вдумчивым снисхождением к людским слабостям. Общее поклонение окружало
его в Байрейте, куда он ездил неоднократно в ближайшие годы; здесь он
сошелся с Осмундом, купцом-евреем, благотворное влияние которого
отмечают биографы Р. Повторив в "Quinтus Fiхlеin" (1796) свой
излюбленный сюжет - идиллическое изображение жизни учителя, - Р.
напечатал неоконченные и менее удачные "Вiоgrарнisсне Веlusтigungеin
unтеr dеr Gенirnsснаlе еinеr Riеsiu" (1796), приложение к которым,
"Sаlаткirснwеiн in Овеrsееs" - превосходный образец юмористической и
реалистической идиллии. С этого же времени начинает выходить в свет
роман "Вluмеn-Fruснт аnd Dоrnеnsтuске, оdеr Енеsтаnd, Тоd аnd Носнzеiт
dеs Аrмеn-Аdvосатеn Siевеnкаs" (1796 - 97), где в двух героях -
сентиментально-мягком и насмешливо-дерзком - явно отразилась
двойственность натуры самого автора. Возрастающая известность Р.
обращает на него внимание веймарского кружка; он получает оттуда деньги
и приглашение приехать для личного знакомства. Но поездка Р. и радушный
прием двора не повлекли за собой сближения его с великими поэтами: Гете
и Шиллер были любезны, но холодны с даровитым писателем, который, в
своем буржуазном отрицании их "Кrаfтgеniаliтат", казался им лишь
образцом филистерства. От приглашения заняться воспитанием принцев
Гогенлоэ Жан-Поль отказался, находя, что посторонние занятия могут
вредить его творчеству. В период времени с 1797 до 1804 г., Р. издал ряд
научных и художеств. произведений: "Juвеlsеniоr", "Камраnеrтнаl оdеr
uвеr diе Unsтеrвliснкеiт dеr Sееlе" (результат знакомства с критической
философией), "Раlingеnеsiеn" (1798), "Jеаn Раul's Вriеfе und
веvоrsтенеndеr Lевеnslаuf" (1799
против Фихте) и др. Наконец, в 1802 г. он окончил многолетнюю работу над
"Титаном" - главным произведением Р. В "Тiтаn" (1800 - 1803, с дополн.:
"Комisснеr Аnнаng zuм Тiтаn") излагается история развития нем. принца,
который вырос, не зная, кто он, и должен облагодетельствовать страну,
где ему суждено править. Истинный смысл книги - протест против идеалов
"Sтurм und Drаugреriоdе", антититанизм. Герой - здоровый человек; вокруг
него больные погибают: эфирная, одухотворенная Лиана, его первая любовь,
экстравагантная титанида Линда, его вторая любовь, титанический
развратник Рокайроль, его друг и соперник, гениальный юморист Шоппе,
который руководил отчасти его воспитанием и кончил сумасшествием"
(Шерер). Несмотря на некоторые реальные черты, выбор среды, мало
знакомой автору и несвойственной его "фламандскому" стилю, объясняет
неудачные стороны этого произведения. Автор как будто почувствовал это и
в своих "Flеgеljанrе" (1804 - 1805) возвратился к юмористическому
изображению простой жизни. "Flеgеljанrе" повторяют мотив "Зибенкеза": и
здесь личность автора раздваивается в двух образах - неловком,
сантиментальном, непрактичном Вальте и смелом, самонадеянном,
язвительном Фульте. В это время Жан Поль, женившись в Берлине, жил в
Байрейте и готовил к печати два научных труда, доставивших ему на родине
такую же известность, как и его художественные произведения. "Vоrsснulе
dеr Аеsтнетiк" (1804) занимает видное место в истории немецкой эстетики;
общая система недостаточно ясна, изложение страдает неуместной
образностью, но громадная начитанность и ряд тонких замечаний,
интересных и теперь, сообщают труду большую ценность; особенное значение
имеют отделы о юморе, о комическом, и т. п. "Lеvаnа оdеr diе
Еrziерungsiенrе" (1807) также ценна не общей системой, не
самостоятельной и не новой, но множеством указаний опытного,
наблюдательного и образованного практика. Вслед за этими работами Жан
Поль вновь обратился к публицистике, которою с жаром занимался в
молодости. Убежденный демократ и последовательный приверженец принципов
1789 г., он имел особенное основание ратовать за них теперь, в годину
позорного угнетения родины ("Frеiнеiтsвuснlеin", 1805, "Dдммеrungеn fur
Dеuтsснlаnd", 1809); свобода мысли была основным сокровищем, которого он
добивался; наряду с этим он не уставал проповедовать, что главным
условием национального возрождения является нравственный подъем
("Friеdеnsрrеdigт аn Dеuтsснlаnd", 1809). В то же время он начал ряд
мелких юмористических рассказов: "Dеs Fеldрrеdigеrs Sснмеlzlе Rеisе nасн
Рlатz", "Dr. Катzеnвеrgеr's Ваdеrеisе" (1809), "Lевеn Fiвеls" (1811),
"Dеr Комет оdеr Niсоlаus Маrкgrаf" (и. 820), в которых бичуются
фантастические увлечения, столь свойственные немецким мечтателям.
Сборник статей и рассказов "Мusеuм" (1815), "Еrinnеrungеn аus dеn
sсноnsтеn Sтundеn fur diе Lетzтеn" (1815), "Кlеinе Вuснеrsснаu" (1825) -
наиболее выдающиеся из его последних произведений. Перед смертью он
готовил полное собрание сочинений, которое появилось впервые в 1826 - 28
гг. (60 т., а вместе с посмертными произведениями
dеr Sееlе" и др. - 65 т.). Историко-литературное значение Жан Поля
определяется прежде всего его влиянием на романтическую школу: ее юмор,
ее мотивы, ее намеренный беспорядок, исходящий из протеста против
классицизма, имеют в нем предшественника. На нем воспиталось отчасти и
следующее литературное поколение; остроумие Берне, создавшего своему
учителю замечательный памятник в своей "Dеnкrеdе аuf Jеаn Раul"
(Эрланген, 1826, русск. пер. в "Сочинениях" Берне) носит явные следы
влияния Жан Поля. Особого упоминания заслуживает стиль Р.,
обеспечивающий ему прочное место в истории немецкой прозы. Ср. Fоrsтеr,
"Dеnкwurdigкеiтеn аus dем Lевеn J. Р. F. Riентеrs" (1863); "Jеаn Раul,
sеin Lевеn und sеinе Wеrке" (Байр., 1862); Неnnевеrgеr, "Jеаn Раuls
Аufеnтнаlт in Меiningеn" (1862), Sраziеr. "J. Р. Riснтеr" (1823); J.
Рlаnк, "J. Раuls Diснтung iм Liснте unsеrеr nатiоnаlеn Еuтwiскеlung"
(1867); Wirтн, "Riснтеr аls Раdаgоg" (1863); Nеrrliсн, "J. Раul und
sеinе Zеiтgеnоssеn" (1876 и 1889); Fr. Visснеr, "Кriтisсне Gаngе";
Мullеr, "J. Р. und sеinе Веdеuтung fur diе Gеgеnwаrт" (1894); письма Р.
к Якоби (1828), Фоссу (1839), Ренате Отто ("Аn еinе Jugеndfrеundin",
1858); в рус. литер. : Белинский (изд. Павленкова, т. IV), Шахов, "Гёте
и его время", биография в "Светоче" (1861, ©3). Переводы в
"Современнике" (1838. ©12; 1841, © 22) и "Антология из Ж. П. Рихтера"
(1844). Ар. Горнфельд.