Роман


Роман Розы (Rомаn dе lа Rоsе) - известная французская аллегорическая
поэма ХIII в. или, вернее, два отдельных произведения, написанных
разными авторами, в разное время, и различных по духу. Из 22817 стихов
поэмы первые 4669 написаны в первой трети ХIII века Гильомом де Лоррис
(dе Lоrriеs); остальные прибавлены через сорок лет (1279) Жаном де Мэнг
(dе Меung). Произведение Лорриса, по замыслу автора, должно было служить
кодексом "учтивой любви" для аристократического общества. Оно не вполне
самостоятельно (наибольшее влияние оказали на автора Овидий и Кретьен де
Труа) и весьма схематично: образы действующих лиц совершенно лишены
индивидуальных черт. В действии принимают участие "Учтивость",
"Опасность", "Злоязычие" и т. п. Правила "учтивой любви", доступной
только избранному обществу, олицетворяются в действии или же
декламируются кем-либо из участвующих в интриге, чаще всего - самим
Амуром, который, в качестве властелина, диктует свои правила влюбленному
герою. Попадаются слабые, но для того времени интересные проблески
реального элемента. Р. Лорриса обрывается на разлуке влюбленных;
"Веl-Ассuеil" заключен в башню, где его держат в плену "Реur",
"Маlе-Воuсне" и "Jаlоusiе". Из продолжения романа Жан Клопинель,
уроженец города Мэнга, создал род поэтической энциклопедии;
основательный знаток схоластической науки средневековья, он связал с
развитием романтической интриги поэмы обширную компиляцию, где говорится
обо всем на свете. "Пауперизм и имущественное неравенство, сущность
королевской власти, происхождение государства и общественных должностей,
правосудие, инстинкт, природа зла, происхождение общества,
собственности, брака, столкновение между белым и черным духовенством,
между нищенствующими орденами и университетом, непрерывный процесс
созидания и разрушения в природе, отношение природы к искусству, понятие
о свободе, ее столкновение с божественным предвидением, происхождение
зла и греха, человек в природе и его беспорядочность в ее стройном
порядке, всевозможные наблюдения, рассуждения и доказательства
относительно радуги, зеркал, обмана чувств, видений, галлюцинаций,
волшебства и даже известного явления раздвоения сознания - вот краткий
перечень вопросов, задеваемых Жаном де Мэнг, не говоря уже о
нравоучительных и сатирических темах, имеющих более прямое отношение к
действию романа, и огромного количества мифологических рассказов,
извлеченных из Овидия, Вергилия и т. д." (Лансон). Все это разбросано в
чрезвычайном беспорядке, но действует на мысль, ставит смелые вопросы,
дает дерзкие ответы, возбуждает сомнения, неслыханные для того времени
(напр. - короли царствуют по воле народа и перестанут царствовать "siтот
quе lе реuрlе vоudrа", и т. п.). Ученый и свободный мыслитель, буржуа,
автор бесконечно далек от "учтивой любви" Лорриса; роман принимает у
него новое направление, более реальное и положительное: Венера спасает
"Веl-Ассuеil", амур срывает "Розу". Туманные аллегории играют в
продолжении такую же роль, как и в первой части, но поэтическое
дарование Жана де Мэнг несомненно. Произведение его - один из первых
проблесков грядущего гуманизма; оно навлекло на себя негодование
клерикалов. Герсон осуждал его с церковной кафедры, а на защиту его стал
Жан де Монтрейль, один из первых французских гуманистов. Горячо нападала
на роман Христина де Пизан, возмущенная его грубым и презрительным
отношением к женщинам. Популярность романа Р. была так велика, что
сохранилось более чем двести рукописей его; он был переведен на яз.
итальянский, фламандский и английский (между прочим - Чосером) и в эпоху
Возрождения напечатан много раз, а затем обновлен и издан вновь под
редакцией Клемана Маро. Современники автора - как друзья, так и враги
его - обращали внимание не на смелость и глубину содержания романа, а
главным образом на внешние детали, иногда не в меру реальные. Новые
издания ром. Р.: Меоn (1813), Fr. Мiснеl (1872). Ср. Е. Lаnglоis,
"Оriginеs ет sоurсеs du Rомаn dе lа Rоsе" (1891).