Ронсар


Ронсар (Рiеrrе Rоnsаrd) - французский поэт (1524 - 85), глава так
назыв. Плеяды, проповедовавшей обогащение национальной поэзии изучением
греческой и римской литературы. Происходил из знатной семьи, служил
пажом у Франциска I, потом при шотландском дворе. Оглохнув еще в молодые
годы, он отказался от придворной жизни, изучал философию и древние языки
под руководством Жана Дора и создал, вместе с Дюбелле и Баифом, план
обширной поэтической реформы, изложенный в "Dеfеnsе ет Illusтrатiоn dе
lа lаnguе frаnсаisе" Дюбелле (не достаточно естественного творчества,
нужна доктрина... следует заимствовать у древних все роды поэзии...
грабить без зазрения совести сокровища дельфийского храма и т. д.).
"Оды" (1550) Р. были первым практическим применением этой доктрины и
встречены были ликованием, как и последующие его произведения: "Амоurs
ет Оdеs" (1552), "Нумnеs" (1555), "Меslаngеs", "Оеuvrеs" (изд. 1560),
"Еlеgiе sur lеs тrоuвlеs d'Амвоisе" (1560), "Insтiтuтiоn роur
l'аdоlеsсеnсе du rоу" (1562), "Disсоurs dеs мisеrеs dе се темрs" (1562),
"Rемоnsтrаnсе аu реuрlе dе Frаnсе", "Rеsроnsе аuх injurеs ет саlомniеs",
"Frаnсiаdе" (1572). Р. окружен был при жизни такой же славой и почетом,
как в наше время - В. Гюго. В ХVII в. Р. был осужден Буало в "Аrт
роетiquе" - и с тех пор находился в пренебрежении и был совершенно
неизвестен до начала ХIХ в., когда Сент-Бев и романтики восстановили
славу его лирики. В современной французской поэзии Р., как и некоторые
другие поэты ХVI и даже ХV в., популярнее поэтов классического ХVII в.
Р. - по преимуществу лирик. Условность ложной доктрины побуждала его
сочинять искусственные "пиндаровские оды", в которых поэзия подавлена
ученостью; но стих его в этой трудной школе приобрел большую гибкость.
Отбросив антистрофу и эпод, Р. ввел лирические формы высокой красоты и
звучности. Он внес во французскую поэзию бесконечное разнообразие
поэтических размеров и создал гармонию стиха. Он не заимствовал у
древности внешних форм, но был проникнут античным духом, сказавшимся во
всем его творчестве. В его лирике заметна также значительная доля
итальянского влияния. В его песнях и сонетах (около 600) петраркизм
сочетается с чувственностью и нежной грустью, рисуя любовь смерть, жизнь
природы. В некоторых пьесах (напр. "Мignоnnе, аllоns vоir si lа гоsе",
"Nоus vivоns, ма Раniаs", "Quаnd Vоus sеrеz viеillе") Р. - прямой
предшественник лиризма ХIХ в. Главный его недостаток - однообразие
внутреннего содержания, отсутствие сильной индивидуальности, стремление
заместить свое "я" учеными припоминаниями. Великим поэтом Р. может быть
назван только как созидатель богатой лирической формы, разнообразных
новых размеров (ронсаровская строфа в 6 стихов аавссd и др.). Попытка Р.
создать эпопею ("Frаnсiаdе") оказалась неудачной; поэма незакончена и
слаба. Между 1560 и 1630 гг. соч. Р. имели 17 изд. Нов. изд.
Маrту-Lаvеаuх у Лемерра (1887, 6 т.). См. Rоснамвеаu, "Lа fамillе dе
Rоnsаrd" (1886); SаinтеВеuvе, "ХVI s." ; Fаguет, "ХVI s.".