Рубинштейн


Рубинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз
(18351881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине
у Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки, затем занимался у
Виллуана. Окончив курс в университет, Р. в 1860 г. стал во главе
московского отделения русского музыкального общества, а в 1866 г.
сделался директором вновь учрежденной моск. консерватории, с которой не
расставался до самой смерти и для которой очень много сделал. Р. был
выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и
мощным, перворазрядным пианистом-художником. За границей Р.
концертировал редко: в 1872 г. он играл в Вене, в 1872 г. организовал
русские концерты на всемирной выставке в Париже, являясь первым
серьезным пропагандистом русской музыки во Франции. В этих концертах Р.
выступал дирижером и пианистом. Содействие молодым, начинающим талантам
было его страстью; можно сказать с уверенностью, что в композиторской
карьере П. И. Чайковского Р. играл немаловажную роль. Популярность Р. в
Москве и вообще в России, не только как музыканта, но и как филантропа,
была очень велика. Сбор с концертов, данных им в конце 70-х годов в 33
городах России, был пожертвован им в пользу Красного креста. Р. сочинял
мало, исключительно для фортепиано. По смерти Р. издан был московской
фирмой Юргенсона альбом, в который вошли вей фортепианные сочинения Р.
Н. С. Рубль - в древности означал заклепку; так Ян Вышатич, посланный
великим князем в 1071 г. на Белоозеро для истребления волхвов, рублем
заклепал рот у одного волхва. В IV в. Р. является единицею ценности. Эти
Р. были серебряные слитки в виде брусков, весом до полуфунта каждый:
такие слитки находятся во многих минцкабинетах. Арабский путешественник
ХIV в. Ибн Батута определял ценность Р. в 5 арабских унций. В 1389 г.
св. Киприан, митрополит киевский, задолжавший в Царьграде тысячу старых
новгородских Р., обязался уплатить этот долг белками, "полагая белки
добрые тысячу по пяти рублев" следовательно, на Р. шло 200 белок. В
купчей Киприанова, современника новгородского игумена Луки, значится уже
другая система: "семь рублев, а по сту белки за Р."; итак, в ХIV же веке
явились новые Р. в половину старых. В ХV и ХVI в. новгородский Р.
слагался из 216 новгородских, а московский из 200 московских денег или
100 новгородок, так что был почти вдвое меньше Р. новгородского. В ХVII
в. различие это исчезло или, точнее, исчез новгородский счет. При царе
Алексее Михайловиче, в 1655 г., сделана была попытка изготовления Р.
талерной величины. Постоянная чеканка Р. началась с 1704 г., сначала с
перерывами. В 1726 и 1771 г. изготовлялись Р. медные: в Екатеринбург,
при Екатерине I, четырехугольные и на Сестрорецком заводе, при Екатерине
II, круглые; но подобное предприятие не могло иметь хода. Московский
серебряный Р. сделался всероссийским и до реформ 1890-х гг. оставался в
России монетною единицею. По исследованию Заблоцкого, серебряная копейка
Алексея Михайловича весила 10 долей, следовательно, вес Р. ХVII в. надо
принять в 1000 долей; вес же современного серебряного Р., согласно
монетному уставу 1885 г., составляет 450 долей (чистого серебра 405
долей). Таким образом, по весу Р. ХVII в. равняется 2,22 современного.
Что касается содержат чистого серебра, то, по данным Прозоровского,
проба московских денег ХVII в. была в 851/6 зол., т. е. на 1000 частей
приходилось чистого серебра 887, а по монетному уставу 1885 г.
серебряная полноценная монета содержит в себе 900 частей чистого серебра
и сто частей меди. Следовательно, по содержанию чистого металла, Р. ХVII
в. равняется 2,19 современного. Попытку определить по хлебным ценам
меновую стоимость старинного Р. сравнительно с кредитным Р. начала
1880-х гг. сделал В О. Ключевский, в исследовании: "Русский рубль ХVI -
ХVIII вв. в его отношении к нынешнему" (М., 1884). Он приходит к
следующим выводам.