Рамсес


Рамсес (Рамессу = "Ра родил его") - имя многих фараонов ХIХ и ХХ
дин., происходивших, вероятно, от Р., губернатора Фив в конце ХVIII
дин., строившего себе гробницу в Телль-эль-Амарне. Р. I, основатель ХIХ
дин., царствовал в половине ХIV в. до Р. Хр. Он еще при Горемгебе
занимал высшие должности и породнился с царским домом, женив сына на
царевне. Он воевал в Нубии, выстроил в Карнаке входной пилон в
ипостильную залу, сделал еще при жизни соправителем своего сына Сети I.
Р. II Мериамон (царствовал 67 л., в конце ХIV в. и нач. ХIII), внук
предыдущего. С 10-лет был соправителем отца, участвуя и в военных делах;
был наместником Эфиопии. где ему приходилось бороться с набегами
туземцев. После вступления на престол продолжал традиционные войны с
хеттами, которые вел упорно, с переменным счастьем. В 5-й год войны едва
не попал, у г. Кадеша, в засаду к многочисленному неприятелю, на службе
которого состояло множество азиатских народов. В происшедшей затем битве
царь, по описанию официальной хроники и придворных поэтов, показал
чудеса личной храбрости, решившей дело в его пользу. Эта победа
увековечена на стенах храмов в Абусимбеле, Луксоре и Дерре в воспета
каким-то придворным поэтом в так наз. эпосе Пентаура. Война кончилась
только в 21-ый год царствования Р., когда был заключен вечный мир и
дружба между двумя государствами. Договор был начертан на серебряных
досках, а копия с него помещена на южн. стене карнакского ипостиля; Р.
даже женился на дочери царя Хетасира, который затем посетил Египет.
Постройками тщеславного и расточительного Р. полны Египет и Нубия. В
виду продолжительных войн с Азией, Р. имел резиденцию большею частью на
С, в Тунисе; здесь он выстроил себе столицу, красота и роскошь которой
также бывали предметом восхвалений придворных поэтов, придумавших для
ней особое имя: "Аанахту=Великая силой". Р. II был одним из наиболее
популярных царей в Египте; народ называл его уменьшительным именем
Сетсу-ра, переделанным греками в Сесостриса: о нем рассказывали легенды,
делали его завоевателем полусвета, возводили к нему многие египетские
учреждения - словом, он стал олицетворением египетского могущества.
Лучшие статуи Р. II - в туринском и берлинском музеях. Р. III -
знаменитый фараон ХХ дин., главным источником истории которого служит
оставленное им завещание (так наз. раруrus Наrris I в брит. музее, самый
длинный из известных папирусов). Кроме того много надписей и изображений
повествуют об его подвигах на стенах воздвигнутых им в Фивах сооружений,
известных теперь под именем Мединет-Абу. Слог надписей торжественный,
витиеватый и мало понятный: ему соответствует в стиль изображений,
нагромождающих фигуры и доводящих движение до карикатурности. Р. III
пришлось царствовать вскоре после смутного, переходного времени; он был
преемником водворившего порядок Сетнахта. Ему пришлось вести много войн
в течение 11 первых лет его 32-летннго царствования. Он воевал с
амореями, идумеями, ливийцами и морскими разбойниками. Ливийцы два раза
повторили при нем попытку водвориться в Египте, как и при Меренпта, но
были отбиты. Филистимляне были отбиты на суше у финикийской границы и
поражены в большом морском сражении. В числе их союзников упоминаются
данона - может быть данайцы. Другие памятники, сохранившиеся от времени
Р. III, рассказывают (туринский юридич. папирус) о придворном заговоре,
составленном против него, а также (два других туринск. папир.). о
возмущениях рабочих в феиванском некрополе. Р. III был одним из
последних великих фараонов. Сохранилась память о несметных его
богатствах, благодаря роскошным сооружениям его и огромным вкладам в
египетские храмы. Греки, на основании местных легенд, рассказывали о
нем, называя его Рампсинитом, разные анекдоты. Саркофаги Р. III
находятся в Кембридже и Лувре. Р. IV, сын и преемник предыдущего,
царствовал недолго: от него сохранились надписи, большею частью
религиозного содержания, да упоминание о какой-то грандиозной экспедиции
в Гаммамат, при которой погибло 8364 человека. - Еще менее известно о
следующих царях этого имени, до ХII-го включительно. Египет шел быстрыми
шагами по пути упадка. Была потеряна Сирия; усиливались внутренние
неурядицы и влияние жрецов, которые, наконец, свергли с трона Рамессидов
и сами завладели им.