Равенство


Равенство, как политический принцип играло роль уже в древней Греции,
особенно в Афинах, где оно (isоnомiа) было одним из постоянных и
важнейших требований демократии но понималось чрезвычайно узко, как
равенство перед законом и равное право на участие в управлении
государственными делами, но не для всех, а только для свободных граждан;
рабы, иностранцы, женщины исключались. Таким образом это было равенство
с сохранением важнейших из существовавших привилегий и неравенств. В
древнем Риме не было даже и термина, соответствовавшего греческой
isоnомiа, но фактически Рим, распространив свою власть почти на весь
известный ему мир, очень скоро уравнял в правах провинциалов и римских
граждан, т. е. уничтожил одну из важнейших привилегий древнего мира. В
области религии принцип Р. перед Богом был провозглашен христианством (о
Христе бо Иисусе несть эллин, ни Иудей, раб ни свобод, но всяческая и во
всех Христос). Средние и новые века, до ХVIII века включительно, были
эпохой господства всевозможных привилегий и неравенств - сословных,
классовых, расовых и иных. Борьба средних классов против аристократии
воскресила в ХVIII в. идею Р.; наиболее ярким ее выразителем явился
Руссо. Все люди, по его словам, родятся равными не только социально, но
и духовно; воспитание и общественные условия вносят в их среду
неравенство; в царстве дикарей доныне господствует полное Р., забытое
цивилизацией; следовательно, идеал, к которому надо стремиться - позади.
Начало политического Р. осуществлено в американской конституции, а затем
нашло теоретическое и в значительной степени практическое выражение во
французской революции. Р., свобода и братство провозглашены основными
правами человека и гражданина . Конституция 1791 г., ст. 1, гласит: "Все
люди родятся свободными и равными. Социальные различия могут быть
установлены только ради общей пользы". Конституция 1793 г., ст. 3: "Все
люди равны по рождению и перед законом". Конституция 1848 г., ст. 4:
"Французская республика признает принципом свободу, Р. и братство". Из
французских конституций принцип Р. перешел во многие швейцарские, частью
даже в германские. В течение всего ХIХ в. происходила борьба за
распространение принципа Р. на все гражданские и общественные отношения.
Философская основа этого принципа (Р. всех по рождению) давно оставлена,
как совершенно несостоятельная, но тем не менее Р. является главным
требованием современной демократии. В противоположность демократии
греческой, демократия современная проводит его без различия расы,
класса, сословия, даже пола, иногда, впрочем, по требованию
обстоятельств, делая те или иные исключения (прежде в Америке для
цветных, теперь для китайцев, часто и во многих местах для женщин. В
принцип Р., как оно понимается ныне, входят: Р. перед законом и судом
(уничтожение всяких привилегий в сфере как гражданского, так особенно
уголовного и процессуального права); Р. обязанностей по отношению к
государству, как личных (всеобщая воинская повинность), так и
имущественных (не в смысле абсолютного Р. обложения, а в смысле Р.
тяготы); Р. прав на участие в управлении государством (всеобщее
голосование, распространяемое последовательными демократами и на
женщин). Против принципа равенства выставляются возражения и ведется
борьба со стороны сторонников классовых и сословных различий, которые,
опираясь: 1) на неравенство духовных и физических сил людей, 2) на
абсолютное неравенство имущественных жертв, приносимых государству в
действительности и требуемых, в будущем, демократией, и, наконец, 3) на
невозможность вполне последовательного проведения принципа Р.
(малолетние, безумные и т. д. требуют опеки и не могут пользоваться
равными правами в сфере публичной жизни), требуют различия в правах на
управление. С противоположной стороны указывают на то, что принцип Р.
перед законом и даже Р. в правах на управление остается пустым звуком,
пока между людьми существуют слишком большие имущественные различия;
так, напр., на суде человек, имеющий возможность заплатить адвокату, и
человек, не имеющий этой возможности, не могут быть равны даже при
наличности безвозмездной защиты. С этой точки зрения принцип Р. в том
виде, как он выставлен французской революцией, критикуется, как
буржуазный, и ведется борьба за расширение его в сторону экономического
равенства. В. В - в.