Рейхлин


Рейхлин (Иоанн) - знаменитый нем. гуманист, род. в 1455 г. в
Пфорцгейме; учился в городской школе, был придворным певчим у маркграфа
Баденского. Сын последнего Фридрих, ровесник Р., подружился с ним и взял
его с собой в Париж, где они оба изучали древние языки. В 1478 г. Р. еще
раз посетил Францию и занимался в Орлеане и Пуатье юридическими науками.
Сделавшись одним из советников вюртембергского герцога Эбергарда, он
совершил вместе с ним ряд поездок по Германии и побывал в Италии, где
усовершенствовался в еврейском языке, который стал изучать еще в Париже.
Из итальянских гуманистов наибольшее влияние на Р. имели Фичино и Пико
делла Мирандола. По возвращении в Штутгарт Р. сделался асессором
верховного суда и прокурором доминиканского ордена для Германии; часто
исполнял и дипломатические поручения. Император Фридрих III возвел его в
дворянское достоинство. Позже Р. был профессором в Гейдельберге, затем в
Ингольштадте и Тюбингене. Умер в 1522 г. Свои обширные знания Р. изложил
в целом ряде сочинений. Высшая и главная заслуга его - это изучение
еврейского языка и еврейской философии; интерес его к последней был как
филологическим, так и теологическим и мистическим. В 1494 г. вышел
трактат Р.: "Dе vеrво мirifiсо", в 1506 г. - "Dеrоdiмеnтis невrаiсis", в
1517 г. - "Dе аrте савваlisтiса liвri V.", в 1518 г. - исследование об
ударениях и орфографии еврейского языка. "Dе vеrво мirifiсо" служит как
бы введением к "Dе аrте савваlisтiса". В этих двух трудах Р.
останавливается на ново-пифагорейской и каббалистической философии. Под
Vеrвuм мiriтiсuм разумелось в Каббале "lетrаgrамматоn" - т. е.
таинственное состояние четырех букв lнvн, "несравненное наименование, не
изобретенное людьми, а дарованное им Богом". Первая буква этого слова,
соответствуя числу 10, означала, по пифагорейскому толкованию, начало и
конец всех вещей, вторая равнялась 5 и означала соединение Божества
(триединства) с природой (двуединства по Платону и Пифагору); третья
означала 6 и представляла результат единства, двуединства и триединства
(1+2+3 = 6); последняя снова соответствовала 10, но обозначала уже
человеческую душу. Прием кабалистики является синтезом воззрений
еврейских, греческих античных и христианских. По мнению Р.,
ново-пифагорейское учение было тесно связано с каббалой; оба стремились
возвысить дух человеческий до Бога, оба проповедовали преображение
земной жизни и необходимость подготовления к небесному блаженству. "Dе
rudiмеnтs невrаiсis" - наполовину грамматика, наполовину словарь
еврейского языка, с еврейским текстом для упражнений. Р. воспользовался
для этого труда материалом, собранным средневековым лексикографом и
грамматиком Давидом Кимхи. Труды Р. по евр. языку были в высшей степени
ценны как для богословов, так и для филологов. Только со знанием евр.
языка возможна была проверка некоторых частей Вульгаты, в которую
вкралось много ошибок. Вульгате сам Р. противопоставлял "Vеriтаs
невrаiса". Лютер высоко ценил Р., называя его своим отцом; учениками его
была Меланхтон и Эколампадий. В 1509 г. Р. вызван был на спор
евреем-перекрещенцем Пфефферкорном. Продолжительный литературный
конфликт, возникший между обоими, по справедливости считается высшим
пунктом развития нем. гуманизма. Пфефферкорн предложил сжечь все евр.
книги и силой заставить евреев посещать христианские храмы. Р. восстает
против этого предложения. Он подразделяет все евр. книги на несколько
категорий (Свящ. Писание Ветхого Завета, Талмуд и т. д.) и доказывает,
что в каждой из них есть много полезного и для христиан. Уничтожение
всех евр. книг евреи сочли бы за доказательство того, что христиане сами
не уверены в правоте своего дела. Р. советует открыть в каждом немецком
университете, на 10 лет, по две кафедры еврейского языка. В заключение
он напоминает, что свобода вероисповедания гарантирована евреям самими
императорами. Пфефферкорн, в трактате "Наndsрiеgеl" резко и грубо задел
Р., обвиняя его даже в подкупе евреями. Р. отвечал брошюрой
"Аugеnsрiеgеl", где взывал к солидарности всех ученых сил Германии
против Пфефферкорна и его парти. Кельнские доминиканцы, с Гохстратеном
во главе, не могли оставить без ответа брошюру Р.; спор последнего с
Пфефферкорном был перенесен на церковный форум. Богословский факультет
кельнского университета потребовал от Р., чтобы он изъял из продажи все
свои сочинения за евреев и публично отрекся от Талмуда. Завязалась
бесконечная литературная борьба Р. и его сторонников с кельнскими
обскурантами. Имп. Максимилиан, курфюрст майнцский и все гуманисты
приняли сторону Р. Кельн и Майнц сделались центрами 2-х противных
направлений - обскурантизма и гуманизма. Папа Лев Х, к которому
обратились в разгар спора, очень либерально отнесся к Р. и повелел даже
открыть кафедру еврейского языка в Риме. Только в 1520 г., когда
реформационное движение стало грозить Риму, папа изменил свое отношение
к рейхлиновскому делу и издал указ против Р. Рейхлиновский спор вызвал
выход в свет знаменитого сборника: "Письма темных людей", в котором,
однако, сам Р. участия не принимал. Р. был столь же выдающимся
эллинистом и латинистом, как и гебраистом. Его именем часто называется
то греческое произношение, которое, в противоположность эразмовскому
атацизму, обозначается словом итацизм. Статуя Р. входит в состав
памятника реформации, воздвигнутого в Вормсе. Лучшая монография о Р.
принадлежит Л. Гейгеру: "Jов. Rеiснlin, sеin Lевеn und sеinе Wеrкеn"
(Лпц., 1871). Ср. его же, "Историю возрождения в Италии и Германии". Г.
Ф.