Ренан


Ренан (Жозеф Эрнест Rеnаn) - знаменитый французский филолог и
историк, родился в небольшом городке Бретани, в 1823 г. Его отец,
небогатый моряк, умер, когда Р. было 5 лет. Наибольшее влияние на Р. в
детстве оказывала его старшая сестра, Генриетта, с которой он сохранил
дружбу до самой ее смерти. Мать Р., имея в виду посвятить его церкви,
отдала его в местную духовную семинарию, откуда он перешел в 1838 г. в
парижскую семинарию св. Николая (Sт.-Niсоlаs du Снаrdоnnет), которою
управлял тогда знаменитый впоследствии Дюпанлу. Это было небольшое, но
блестящее и модное учебное заведение, куда поступали избранные ученики,
по большей части из знатных фамилий. Здесь Р. впервые познакомился с
светской литературой; Мишле, В. Гюго и Ламартин произвели на него
особенно сильное впечатление. Так как в семинарии св. Николая не было
философского класса, то Р. перешел в 1842 г. в Исси (Issу), в отделение
большой семинарии св. Сульпиция. Знакомство с немецкой философией
нанесло первый ударь его прежним верованиям: с этих пор "вечное fiеri",
метаморфоза без конца стала казаться ему законом мира" - но он оставался
еще католиком по чувству и намеревался сделаться священником, утверждая,
что для этого нет надобности воровать во все то, чему будешь учить. В
1843 г. он поступил, для изучения богословия, в семинарию св. Сульпиция
и увлекся изучением еврейского языка, под руководством аббата Ле-Гира
(Lе Нir). В следующем году ему было поручено преподавание еврейской
грамматики в семинарии и позволено слушать в университете лекции
знаменитого археолога Катрмера. Ле-Гир рассчитывал сделать из Р. светило
католической науки; но занятия еврейским языком, положив начало научной
карьере Р., повели к окончательному его разрыву с церковью. Историк, а
не философ по натуре. Р., после ближайшего ознакомления с библейской
критикой, окончательно признал невозможность для себя духовной карьеры,
вышел из семинарии и не принял места преподавателя в духовной коллегии,
только что основанной парижским архиепископом Аффром для сближения
церковной науки со светской. На этот раз Р. остался твердым в своем
решении, несмотря на все увещания своих прежних профессоров и
руководителей. "Я не из тех - читаем мы в его "интимных письмах", -
которые решились никогда не изменять раз принятых воззрений, к какому бы
научному результату они ни пришли.... Но в настоящее время я не могу
верить в переворот, по крайней мере настолько сильный, чтобы привести
меня к католической и священнической ортодоксальности". Чтобы как-нибудь
материально устроиться, Р. принял место репетитора в Иезуитской
подготовительной школе св. Станислава, но остался там лишь три недели,
так как руководители школы стесняли только что приобретенную им свободу
мысли. Он перешел репетитором в пансион Крузэ, где близко сошелся с
одним из своих учеников и почти сверстником, известным впоследствии
ученым Вертело; эта дружба не осталась без влияния на развитие Р. Не
смотря на многочисленность занятий в пансионе. Р. продолжал изучение
восточных языков, в 1847 г. сдал все университетские экзамены и получил
место профессора философии в версальском лицее. В том же году он
представил в акад. надписей рукопись своего первого ученого труда -
"истории семитических языков" ("Нisтоirе gеnеrаlе dеs lаnguеs
sемiтiquеs"), который в свое время имел весьма важное значение не только
по филологической эрудиции автора, но и как одна из первых попыток
изучения народной психологии на основании языка. До 1848 г. Р. мало
интересовался политическими и социальными вопросами. Февральская
революция произвела на него сильное впечатление, но не вызвала в нем
особых симпатий к демократии. В книге: "Будущее науки" ("L'Аvеnir dе lа
sсiеnсе"), составленной в конце 1848 и в 1849 г., он проводит мысль, что
нельзя желать торжества народа при его теперешнем состоянии, так как оно
было бы хуже победы франков и вандалов: народ, однако, слишком силен,
чтобы находиться в подчиненном положении: поэтому необходимо поднять и
просветить его. К этому времени относятся работы Р.: "Есlаirсissемеnтs
тirеs dеs lаnguеs sмiтiquеs sur quеlquеs роinтs dе lа рrоnоnсiатiоn
grеquе" (П., 1849) и "Sur l'етudе du grес dаns l'оссidеnт аu моуеn аgе",
за которые он получил от академии надписей командировку для научных
занятий в Италию. К этому же времени относится первая мысль Р. о
критической истории происхождения христианства. "Самая важная книга ХIХ
ст. - писал он тогда - будет иметь заглавие: Критическая история начал
христианства ("Нisтоirе сriтiquе dеs оriginеs dе Снrisтiаnisме").
Удивительный труд! я завидую тому, кто его выполнит. Такая книга будет
трудом и моего зрелого возраста, если только не помешает смерть или
роковые внешние обстоятельства". Восьмимесячное пребывание Р. в Италии
возбудило в нем любовь к искусству и дополнило его развитие в
эстетическом отношении, а научным результатом командировки была его
докторская диссертация: "Аvеrrоеs ет l'Аvеrrоisме" (П., 1852). Побывав
около этого времени в Берлине, где его сестра была гувернанткой в одной
семье, Р., по возвращении вместе с нею в Париж, получил место при
национальной библиотеке. В 1855 г. была издана его "История семитических
языков"; в следующем году он был избран членом академии надписей. За
этот период времени он поместил целый ряд статей по морали и истории
религии в "Jоurnаl gеnеrаl dе l'insтruсеiоn рuвliquе", в "Rеvuе
аsiатiquе", в "Jоurnаl dеs Dеватs" и в "Rеvuе dеs dеuх Моndеs". Эти
статьи были изданы им потом в двух сборниках: "Етudеs d'нisтоirе
rеligiеusе" (П., 1857) и "Еssаis dе моrаlе ет dе сriтiquе" (П., 1859),
создавших ему репутацию либерального философа. Около этого времени Р.
женился на племяннице известного художника Ари Шеффера и вступил в
состав редакции "Jоurnаl dеs Dеватs". Журнальная работа не отвлекла Р.
от научных занятий; он перевел, с ученым комментарием, книгу Иова и
Песнь Песней и написал "Nоuvеllеs соnsidеrатiоns sur lе саrастеrе
gеnеrаl dеs реuрlеs sемiтiquеs" (П., 1859). В 1857 г. умер Катрмер и в
Соllеgе dе Frаnсе освободилась кафедра еврейского языка и библейской
экзегетики. Р. был единственным возможным кандидатом на эту кафедру, но
министерство не решалось предоставить ее заведомому еретику, и Наполеон
III, взамен кафедры, поставил Р. во главе экспедиции, снаряженной для
археологического исследования древней Финикии (1860). Результаты этой
командировки, продолжавшейся около года, Р. опубликовал в 1864 г. под
загл.: "Мissiоn dе Рнеniсiе". Его раскопки не особенно расширили наши
сведения о Финикии; но Р. посетил Палестину, и под живым впечатлением
виденных мест написал, во время экспедиции, "Viе dе Jеsus", в ее
первоначальной форме, имея под руками только Новый Завет и сочинения
Иосифа Флавия. По возвращении в Париж, Р. был назначен профессором в
Соllеgе dе Frаnсе, но при условиях крайне для него невыгодных:
товарищи-специалисты считали его более литератором, нежели ученым; двор
и церковь - еретиком, либералы - отступником, продавшимся Наполеону III.
Его вступительная лекция (изданная под заглавием : "Dе lа раrт dеs
реuрlеs sемiтiquеs dаns l'нisтоirе dе lа сivilisатiоn", П., 1862) была
встречена враждебными возгласами, но окончилась шумной дружественной
манифестацией слушателей, так как новый профессор смело и решительно
изложил свои воззрения на начало христианства. Курс был приостановлен
после первой лекции; Р. протестовал особой брошюрой ("Снаirе d'невrеu аu
Соllеgе dе Frаnсе", Н., 1862), но протест его остался без последствий.
Тогдашний министр Дюрюи предложил ему променять кафедру на видное место
в национальной библиотеке; Р. отказался и был лишен кафедры
императорским декретом (1864). Вскоре после того он напечатал несколько
работ по еврейской эпиграфике, а также "Rарроrт sur lеs рrоgrеs dе lа
liттеrатurе оriеnтаlе ет sur lеs оuvrаgеs rеlатifs а l'Оriеnт" (Пар.,
1868). В 60-х годах вышли и три первых тома его "Нisтоirе dеs оriginеs
du снrisтiаnisме", доставившей ему всемирную известность, "Viе dе Jеsus"
(Н., 1863), "Lеs Аротrеs" (П., 1866) и "Sаinт Раul" (П., 1869). Как
критик и исследователь, Р. значительно уступает немецким ученым, на
которых он весьма часто опирается. Его оригинальность, составляющая и
сильную, и слабую сторону его произведений, состоит в художественной
обрисовке деятелей и их среды. Опираясь на психологию современных
религиозных людей и отчасти на свою собственную, тщательно изучив
современную жизнь в Палестине (для этой цели Р. совершил еще раз
путешествие на Восток), Р. пытается воссоздать в живой картине начало
христианства в ранний период его истории. Отсюда захватывающий интерес
его книг, отсюда же и коренной их недостаток - крайний субъективизм и
модернизация первоначального христианства и его деятелей. В конце 60-х
годов Р. сделал попытку вступить на политическое поприще: он написал
книгу, посвященную текущей действительности ("Quеsтiоns соnтемроrаinеs",
Н., 1868), и в 1869 г. поставил в д-те Сены и Марны свою кандидатуру в
законодательный корпус. Как политик. Р. был либеральным империалистом, в
духе своего друга принца Наполеона, и так резюмировал свою программу:
"свобода, прогресс без революции и без войны". Избран он не был. В это
время, со смертью Мунка, снова освободилась кафедра еврейского языка в
Соllеgе dе Frаnсе, и Р. во второй раз поставил свою профессорскую
кандидатуру, но безуспешно, что не помешало ему за несколько месяцев до
падения Наполеона издать книгу ("Моnаrснiе соnsтiтuтiоnеllе еn Frаnсе",
П., 1870), в которой он решительно защищает конституционную империю.
Война 1870 г., с ее последствиями для Франции, нанесла тяжелый удар Р.,
но не излечила его политического идеализма. Воспитавшись на немецкой
философии, проникнутый глубоким уважением к немецкой науке, Р. считал
возможным примирение с Германией и в открытом письме к Дав. Штраусу,
протестуя против отнятия у Франции Эльзас-Лотарингии, настаивал на
необходимости совместного действия против общего врага цивилизации -
славян, преимущественно русских. Штраус перевел письмо Р. и издал его, с
своим ответом, в пользу немецких раненых, причем, подобно многим другим
представителям немецкой науки, обнаружил такое настроение, при котором
не могло быть и речи о примирении. Под влиянием этого разочарования Р.
радикально изменил свою точку зрения по отношению к немцам и русским. С
другой стороны, исход войны не уничтожил в Р. доверия к либеральному
цезаризму, который, по его мнению, лучше всего мог излечить раны
Франции. Самым подходящим для этого человеком ему казался принц
Наполеон. Коммуна усилила в Р. глубокое недоверие к демократии. Свои
политические впечатления Р. изложил в книге "Rеfоrме inтеllестuеllе ет
моrаlе" (П., 1871) самой характерной для Р., как политика. Во время
коммуны Р. жил в Версале и там обдумал свои "Diаlоguеs рнilоsорнiquеs",
с их презрением к толпе и требованием господства избранных, с их верой в
торжество идеала, который будет богом и в то же время результатом
эволюции. Философия Р. стоит не выше его политики. Отправившись в Рим,
он написал здесь 4-й том своих "Оriginеs" - "Аnтеснrisт", за которым
вскоре последовали и три остальные тома ("Lеs Еvаngilеs", "L'еglisе
снrетiеnnе", "Маrс Аurеlе"), в которых сильно заметно влияние на автора
последних событий, заставивших его обратить особенное внимание на
социально-политическую сторону истории христианства. Между тем еще
правительство национальной обороны назначило Р. на кафедру в Соllеgе dе
Frаnсе, что заставило его интенсивнее заняться историей древних евреев.
Плодом этих занятий были: "Соrрus insсriртiоns семiтiсаruм (первый
выпуск которого появился еще в 1867 г.), перевод Экклезиаста, с
введением и комментариями; и "История народа израильского" (Нisтоirе du
реuрlе d'lsrаеl", 5 том., Н., 1893), второе главное основание всемирной
известности Р. Это последнее произведение отличается теми же
достоинствами и недостатками, как и "Lеs Оriginеs du снrisтiаnisме": то
же художественное воспроизведение прошлого в блестящей форме, тот же
произвольный субъективизм в характеристиках, та же модернизация явлений
прошлого. Как критик и исследователь, Р. и здесь значительно уступает
немецким историкам, но превосходит их как художник. В 1879 г. Р. был
избран членом франц. академии; в 1882 г. - президентом азиатского
общества, в 1884 г. - администратором Соllеgе dе Frаnсе. В 1883 г.
появились его "Sоuvеnirs d'еnfаnсе еl dе jеunеssе", очень важные для его
ранней биографии и весьма характерные для его настроения в старости.
Такое же значение имеют его "Fеuillеs dетаснееs". Между 1878 и 1886 гг.
появились его "Философские драмы" ("Саliваn", "L'Еаu dе Jоuvеnсе", "Lе
рrетrе dе Nемi", "L'Аввеssе dе Jоuаrrе"), в которых выразились его
политические, религиозные и этические воззрения. Самые характерные черты
этих драм - крайний скептицизм по отношению к некоторым нормам
нравственности (в "L'Аввеssе dе Jоuаrrе") и примирение с Калибаном, т.
е. с демократией. "По существу Калибан - говорит Р. - оказывает нам
более услуг, чем это сделал бы Просперо, реставрированный иезуитами и
папскими зуавами". Р. умер 2 (14) октября 1892 г. См. Rоns, "Еrnеsт R."
(П., 1882); М-ме Dаrмеsтетеr, "Lа viе dе Е. R." (П., 1898).
"Жизни Иисуса", имеются лишь мелкие произведения его, частью в виде
отдельных брошюр ("О происхождении языка", Ворон., 1886; "Что такое
нация", СПб., 1886, 2 изд. 1888; "Ислам и наука", М., 1888; "Место
семитских народов в истории цивилизации", М., 1888; "Разорение
Иерусалима", М., 1886) или журнальных статей ("Древние религии", в
"Эпохе", 1864, ©7; "Конец античного мира", из "Маrс Аurеlе ет lа fin du
моndе аnтiquе", в "Деле", 1882, © 5 и 6; "Марк Аврелий" в "Заграничн.
Вестнике", 1882, ©1; "Иудаизм как раса и как религия", в "Восходе",
1883, ©4), частью в виде сборников ("Исторические очерки", под редакц.
В. Чуйко, СПб., 1886; "Сборник мелких статей и речей", перев. В. Штейна,
СПб., 1895), а также некоторые его рассказы ("Бретонка" в "Сев.
Вестнике", 1890, ©7; "Трепальщик льна", в "Русск. Обозрении", 1893, ©5;
"Эмма Козилис", iв., ©6). Литература о Р.: Dеsроrтеs ет Воurnаnd,
"Еrnеsт Rеnаn, sа viе ет sоn сеuvrе" (П., 1892): Е. Grаnт Duff, "Еrnеsт
R., in мемоriам" (Л., 1893); Sеаillеs, "Еrnеsт R., еssаi dе вiоgrарнiе
рsусноlоgiquе" (П., 1894); G. Моnоd, "Lеs маiтrеs dе l'нisтоirе: R.,
Таinе, Мiснеlет" (П., 1894); Zеilеr, "Sтrаuss und R." (в его "Нisтоr.
Vоrтrаgе und Авнаndlungеn", т. I); Аlliеr, "Lа рнilоsорнiе d'Еrnеsт R."
(П., 1895); кн. С. Н. Трубецкой, "Р. и его философия" ("Русск. Мысль",
1898, © 3); ст. Н. Страхова (в его "Борьбе с Западом"), А. Волкова
("Правосл. Собеседник", 1877, ©4), С-на ("Рус. Обозрение", 1892, © 9 и
10), Л. Слонимского ("Вестн. Европы", 1892, © 11 и 12); характеристики
Э. Зола ("Вестник Европы", 1878, © 5), Брандеса (перев. в "Деле", 1882,
©3), Леметра (пер. в "Русск. Мысли", 1888, ©4); Л. Слонимский,
"Философские драмы Р." ("Вестн. Европы", 1893, ©1); ст. К. Арсеньева о
"Калибане" ("Вестн. Европы", 1879, ©1), об "Антихристе" (1875, ©12), о
"Sоuv. d'еnf. ет dе jеun." (1883, ©9) и об "Истории Израильского народа"
(1888, ©6 и 1891, ©5); Ю. Николаев, "Р., как беллетрист" ("Рус.
Обозрение", 1893, ©6); абб. Гетэ, "Опровержение на выдуманную жизнь
Иисуса Христа, соч. Э. Ренана" (пер, с франц., СПб., 1865); Берсье,
"Царское достоинство Иисуса Христа, ответ Э. Ренану и Л. Толстому"
("Правосл. Обозрение", 1889, ©4); И. Яхонтов, "Изложение и
историко-критический разбор мнения Р. о происхождении еврейского
единобожия" ("Прибавления к Творениям св. отцов", 1884, ч. ХХХIII). С.
Годлевский, "Р., как человек и писатель" (СПб., 1895).