Ренессанс


Ренессанс (итал. Rinаsсiмеnто. франц. Rеnаissаns = Возрождение) -
общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского
искусства за готической и продолжавшейся со средины ХV до начала ХVI
стол. Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре
к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а в
живописи и ваянии, кроме того
законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных
явлений. Движение в этом направлении возникло прежде всего в Италии, где
первые его признаки были заметны еще в ХIII и ХIV вв. (в деятельности
семейства Низано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твердо установилось
только с 20-х годов ХV в. Во Франции, Германии и др. странах это
движение началось значительно позже; несмотря на это, его свойства и ход
развития, особенно в том, что касается до архитектуры, были везде почти
одинаковы. Вообще эпоху Р. можно разделить на три периода. Первый из
них, период так наз. "Раннего Возрождения", обнимает собой в Италии
время с 1420 по 1500 г. В течете этих восьмидесяти лет искусство еще не
вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать
к ним элементы, заимствованные из классической древности, и старается
примирить между собою те и другие. Лишь впоследствии, и только
мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий
жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и
смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции
своих произведений, так и в их деталях. Церковное зодчество остается еще
верным типу базилик с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в
обработке частностей, в расстановке колонн и столбов, в их отделке, в
распределении арок и архитравов, в обработке окон и порталов, подражает
грекоримским памятникам, причем стремится - по крайней мере в Италии - к
образованию обширных, свободных пространств внутри зданий. Особенно
излюбленным становится коринфский орден, капители которого подвергаются
разнообразным видоизменениям, подчас весьма остроумным и красивым. Еще
более, чем в храмоздательство, новизна проникает в гражданскую
архитектуру, произведения которой, главным образом дворцы владетельных
особ, городских властей и знатных людей, хотя и удерживают в себе нечто
средневековое, но изменяют свой прежний крепостной, угрюмый характеры на
более приветливый и нарядный, становятся столь же не похожими на прежние
замки, как новая, более безопасная жизнь не похожа на тревожное
существование предшествовавшего времени. Важную роль в этих постройках
играют просторные, красивые внутренние дворы, обнесенные в нижнем и в
верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются либо
колоннами, либо пилястрами античной формы и с античными капителями.
Повсюду в зданиях видно стремление их соорудителей соблюсти
симметричность и гармонию пропорций; фасад обыкновенно расчленяется в
горизонтальном направлении посредством изящных карнизов и увенчивается
вверху особенно роскошным главным карнизом, образующим сильный выступ
под крышею. Замечательнейшие из итальянских архитектурных памятников
раннего Р. мы находим во Флоренции; это - купол тамошнего собора и
палаццо Питти (создания Ф. Брунеллески), дворцы Риккарди (построенный
Микелоццо Микелоцци), Строци (Бенедетто да Майяно и С. Кронака), Гонди
(Джульяно да Сан Галло), Руччеллаи (Л. Б. Альберта) и нек. др.; кроме
того, любопытны относящиеся к рассматриваемому периоду малый и большой
венецианские дворцы в Риме (Бернардо ди Лоренцо), Чертоза в Павии (Амбр.
Боргоньоне), палаццо Вендрамин Калерджи (П. Ломбарде), Корнер Спинелли,
Тревизан, Кантарини и, наконец, дворец дожей, в Венеции. Тогда как
искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической
древности, в других странах оно долго держалось традиций готического
стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только
в конце ХV ст., и его ранний период длится, приблизительно, до половины
следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно
замечательного. Второй период Возрождения - время самого пышного
развития его стиля - принято называть "Высоким Р." (Носнrеnаissаnсе); он
простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 г. В это время
центр тяжести итальянского искусства, которое возделывалось дотоле,
главным образом, во Флоренции, перемещается в Рим; благодаря вступлению
на папский престол Юлия II, человека честолюбивого; смелого и
предприимчивого, привлекшего к своему двору лучших артистов Италии,
занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собою
другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших
преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времен Перикла: в нем
созидается множество монументальных зданий, исполняются великолепные
скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор
считающиеся перлами живописи: при этом все три отрасли искусства стройно
идут рука в руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей
строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются
вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего
периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне
классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание
древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой
находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к
делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского
искусства. Лучшие памятники, оставленные нам итальянской архитектурой
этой блестящей поры - опять-таки дворцы и вообще здания светского
характера, большинство которых пленяет нас гармоничностью и величием
своих пропорций, изяществом расчленении, благородством деталей, отделкой
и орнаментацией карнизов, окон, дверей и пр., а также дворами с легкими,
по большей части двухъярусными галереями на колоннах и столбах.
Церковное зодчество, со своей стороны, стремится к колоссальности и
внушительной величественности; отказавшись от средневекового крестового
свода, оно почти постоянно пользуется римским коробовым сводом и любит
купола, подпираемые четырьмя массивными столбами. Главным двигателем
архитектуры Высокого Р. был Донато Браманте, прославившийся сооружением
колоссального "палаццо делла Канчеллериа", менее значительного. но
превосходного дворца Жиро, двора Сен-Дамазо в Ватиканском дворце и
"Темпьетто" при црк. Сан-Пьетро ин Монторио в Риме, а также составлением
плана для нового Петровского собора, который и был начат постройкой под
его руководством. Из последователей этого художника, наиболее выдаются
Бальдассаре Перуцци, лучшие произведения которого - Фарнезинская вилла и
палаццо Массими, в Риме, великий Рафаэль Санти, построивший дворец
Пандольфини, во Флоренции, Антонио да Сангалло, соорудитель палаццо
Фарнезе, в Риме. и Джулио Романо, выказавший себя талантливым зодчим в
вилле Мадама в Риме, и в палаццо дель Те, в Мантуе. Кроме римской
архитектурной школы, в рассматриваемый период блистательно развилась
венецианская, главным представителем которой явился Якопо Татти,
прозванный Сансовино, оставивший нам доказательства своего таланта в
сооруженных им библиотеке св. Марка и в роскошном палаццо Корнер.
Выступление на сцену Микеланджело Буонаротти, положившего надолго печать
своего гения на все три образные искусства, обозначает в истории
зодчества наступление самого полного расцвета стиля Р. Несравненные
памятники его творчества в области архитектуры - усыпальница семейства
Медичи при црк. Сан-Лоренцо. во Флоренции, произведенная по его проекту
застройка в Риме Капитолийского холма, с его зданиями, верхней площадью
и ведущей на нее лестницей, и такое чудо в своем роде, как громадный по
размерам и до крайности смелый по конструкции купол Петровского. собора.
С 1550 г., в итальянском зодчестве заметна перемена, и именно более
холодное, рассудочное отношение художников к их задачам, стремление еще
более точно воспроизводить античные формы, систематическому применению
которых посвящаются теперь целые трактаты; несмотря на это, возводимые
сооружения продолжают отличаться высоким изяществом и ничем ненарушенным
благородством. Главные представители этого направления, характеризующего
вторую пору Высокого Р., суть Дж. Бароцци, прозванный Виньолою (црк.
иезуитов, в Риме, и замок Капрарола, в Витербо), живописец и биограф
художников Дж. Вазари (дворец Уффици, во Флоренции), Ант. Палладио
(несколько дворцов, базилик и олимпийский театр в Виченце), генуэзец
Галеаццо Алесси (црк. Мадонны да Кариньяно и дворцы Спинола и Саули, в
Генуе) и некоторые др. За пределами Италии, цветущая пора Р. наступила
полувеком позже, чем в этой стране, и длилась до половины ХVII стол.
Стиль, выработанный итальянцами, проник всюду и пользовался везде
почетом, но при этом, приноравливаясь ко вкусам и условиям жизни других
национальностей, утратил свою чистоту и до некоторой степени легкость и
гармоничность; тем не менее он выразился во многих прекрасных
сооружениях, каковы напр. во Франции западный фасад Луврского дворца в
Париже (архитектор П. Леско), королевский замок в Фонтенбло. замок Ане и
Тюльери (Филибер Делорм). Экуэнский замок, дворец в Блуа; в Испании -
Эскорьяльский дворец (Х. Де Толедо и Х. Де Эррера), в Германии -
Отто-Генриховская часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша,
сени Кельнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и др. Третий период
искусства Возрождения, так назыв. период "позднего Р.", отличается
каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем
произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и
комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрировкой
и вычурностью форм. Признаки этого стремления, породившего стиль
барокко, а затем, в ХVIII стол., стиль рококо, выказывались еще в
предшествовавшем периоде в значительной степени по невольной вине
великого Микеланджело, своим гениальным, но слишком субъективным
творчеством давшего опасный пример крайне свободного отношения к
принципам и формам античного искусства; но теперь направление это
делается всеобщим. Ровные фасады и ритмичная правильность их разделки
перестают удовлетворять архитекторов; не ограничиваясь устройством
выступов, балконов, порталов, боковых флигелей и других уместных с
конструктивной или декоративной точки зрения частностей в зданиях, они
капризно усложняют детали, скучивают колонны, полуколонны и пилястры без
цели или даже наперекор ей, изгибают, ломают и прерывают архитектурный
линии самым причудливым образом, пускаются в затейливую, преувеличенную
орнаментацию. Главным представителем такого искаженного стиля,
оставившего, однако, немало весьма любопытных, роскошных памятников по
себе во всей Европе, был итальянец Д. Бернини, трудившийся также и по
части скульптуры, в которую введены им подобная же утрированность,
подобное жеманство (полуциркульные колоннады при Петровском соборе, сень
над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно, скульптурная
группа "Похищение Прозерпины" в вилле Лудовизи, колоссальная статуя имп.
Константина верхом на коне, в притворе Петровского собора, надгробные
памятники пап Урбана VII и Александра VII, там же, и многие др. работы в
Риме). Еще более изысканным является в своих произведениях соперник
этого художника, Фр. Борромини (сев. фасад црк. СантаСапиенца, црк. св.
Агнесы на Навонской площади, часть коллегия Пропаганды, отделка
возобновленной внутренности Латеранской базилики и др. римские
постройки). Стиль барокко господствовал в Италии приблизительно до 1715
г., в прочих странах - до 1720 или 1740 г. - Ср. J. Вurскнаrdт, "Diе
Кunsт dеr Rеnаissаnсе in Iтаliеn" (3 изд., 1877); его же, "Gеsснiснте
dеr R. in Iтаliеn" (1867); W. Luвке, "Gеsснiснте dеr R. in Frаnкrеiсн"
(1868); его же, "Gеsснiснте dеr R. in Dеuтsснlаnd" (2 изд., 1881);
Vоigт, "Diе Wiеdеrвеlевung dеs кlаssisснеn Аlтеrтuмs" (3 изд., 1893) и
пр. Л. С - в.