Семенова


Семенова (Екатерина Семеновна) - знаменитая актриса (1786 - 1849),
дочь крепостной девушки помещика Путяты и учителя кадетского корпуса
Жданова, поместившего ее в театральное училище. Она была необыкновенно
красива; черты лица ее поражали классической правильностью, профиль, по
словам современника, напоминал древние камеи. Гибкий контральтовый голос
ее поддавался самым разнообразным модуляциям. Еще больше способствовали
ее успеху сила чувства и искреннее увлечете. С. появилась на рубеже двух
течений нашей драматической литературы, когда рабская подражательность
французским трагедиям стала отживать, а романтическая драма только
начинала нарождаться. Переходной ступенью этих двух течений были
трагедии Озерова. С. (с актерами Шушериным и Яковлевым) была соратницей
Озерова в первых завоеваниях нового направления. Первым большим успехом
и писателя, и артистки было первое представление траг. Озерова: "Эдип в
Афинах" (1804). С. Т. Аксаков рассказывает, что во время представления
"Эдипа", когда у С.-Антигоны насильно уводили отца, артистка до того
увлеклась, что вырвалась из рук удерживавших ее воинов и убежала за
отцом за кулисы, чего в роли не было; пришлось бежать за ней и вернуть
ее на сцену. Образование С., не только общее, но и сценическое, было
очень поверхностное, вследствие чего она разработку ролей заимствовала у
других. Сперва С. разучивала роли под руководством начальника
репертуара, князя Шаховского; потом, заподозрив его в пристрастии к
Вальберховой, стала учить роли, пользуясь советами горячо ей преданного
поэта Гнедича; наконец, она много присматривалась к приемам гостившей
тогда в Петербурге известной французской актрисы, Жорж. Но силу ей давал
все же собственный талант. Петербургская публика разделилась на
поклонников Жорж и С.; наиболее компетентные ценители отдавали пальму
первенства С. Сама Жорж жаловалась, что, при всей своей технике, она
часто чувствует недостаток. темперамента, всегда блещущего у С. Лучшие
роли С. были в пьесах Эдип, Фингал, Дмитрий Донской, Поликсена, Танкред,
Меропа, Медея, Семирамида, Федра. Она играла и в Шекспировских
трагедиях, а также в Шиллеровской Марии Стюарт. Успех и поклонники
избаловали С.: она иногда ленилась, иногда капризничала, чему
способствовало и то, что она сблизилась с сенатором, князем Иваном
Алексеевичем Гагариным, человеком очень богатым и пользовавшимся высоким
положением как на службе, так и в литературных кружках. По назначении
директором театров князя Тюфякина С. не вынесла его грубости и резкости
и покинула службу (1820); но она не могла жить без сцены, участвовала в
любительских спектаклях и через два года, когда место Тюфякина занял
Майков, снова выступила на сцене. В 1826 г. С. окончательно простилась с
публикой в трагедии Крюковского: "Пожарский". Появление нового рода
драматических произведений, романтического направления, нередко писанных
прозой, значительно повредило последним годам сценической карьеры С.
Стремясь оставаться первой, она бралась за роли и в этих пьесах, и даже
за комические роли, но безуспешно. Переехав в Москву, С. согласилась
обвенчаться со своим покровителем. Дом Гагариных посещали многие прежние
поклонники С.: Пушкин, Аксаков, Надеждин, Погодин. В 1832 г. умер князь
Гагарин; последние годы жизни С. были омрачены семейными неприятностями.
Ср. "Исторический Вестник" 1886 г., сентябрь.