Сенека:


Сенека: 1) Луиций Анней С., известный также под прозванием ритора,
отца и старшего, уроженец Кордубы (родился около 54 до Р. Хр., умер
около 39 г. по Р. Хр.); происходил из богатой всаднической семьи; в Риме
изучал красноречие под руководством Ареллия Фуска, Пассиена, Альбуция
Сила, Луция Цестая, Папирия Фабиана и др., готовясь сделаться адвокатом.
О деятельности его нам почти ничего неизвестно. Во время междоусобных
войн 1 в. он стоял на стороне Помпея и недоброжелательно относился в
Цезарю, что отразилось на Лукане и С. младшем. В зрелых годах он женился
на уроженке Кордубы Гельвии, от которой у него были три сына: Галлюн
Новат, С. младший и Мела (Мелас), отец поэта Лукана. С. старший был
римлянин старого закала; в красноречии он был поклонник Цицерона и
противник крайностей послецицероновского ораторского искусства. Не
будучи профессиональным ритором, он был известен как автор руководства
по риторике, которое он написал для своих сыновей. Это был сборник тем,
разрабатывавшихся в его время лучшими ораторами и риторами; он состоял
из 10-ти книг так назыв. Соnтrоvеrsiае (собственно спорные случаи, т. е.
упражнения на придуманные юридические темы) и 1 книги Suаsоriае
(совещательные речи), объединенных под общим заглавием "Оrатоruм ет
rнетоruм sеnтеnтiае (взгляды риторов на применение законов к данному
случаю), divisiоnеs (разделения темы на отдельные вопросы), соlоrеs"
(приемы, посредством которых можно оправдать наказуемый поступок).
Сборник был составлен С. в годы старости и содержал массу материалов по
истории риторики при Августе и Тиберии. До нас дошли 1, 2, 7, 9 и 10
книги контроверсий, заключающие в себе 35 тем, отчасти в фрагментарном
виде. Остальные 39 тем известны в выдержке из сборника, относящейся к IV
или V в. Кроме того мы имеем сведения 1, 2, 3, 4 книгам. В рукописях
контроверсиям предшествуют книга суазорий (7 тем), неполная в самом
начале. Изложение сборника отличается живостью стиля и остроумием и
обнаруживает в авторе трезвую и сильную критическую способность. Но
языку сборник стоит ближе к цицероновской, чем в серебряной латыни,
влияние которой в нем вообще незначительно. Гораздо объемистее и
значительнее был исторический труд С., написанный им также в старости и
посвященный обзору римской истории с начала гражданских войн до Тиберия.
В средние века сочинения С.-отца смешивались с сочинениями С.-сына
(философа): так, в венецианских изданиях 1490 и 1492 годов они изданы
вместе. Впервые Рафаэль из Вольтерры выделил сочинения С. старшего.
Лучшие рукописи этих сочинений - брюссельская (© 9581), антверпенская (©
411) и ватиканская (© 3872); древнейшая рукопись эксцерптов из
риторического труда 6. относится к IХ - Х веку (монтепессуланская рукоп.
© 126 Лучшие издания сочинении С. дали: Fавеr (I., 1587, 1598), Sснотт
(П., 1607, 1613), Grоnоv (Лейден, 1649, Амстердам, 1672), Ваrsiаn (Лпц.,
1857), Кiеssling (Лпц., 1872), Н. J. Мullеr (Прага, 1887; лучшее изд.).
Ср. Коrвеr, "Uевеr dеn Rнетоr S. und diе Rомisсне Rнетоriк sеinеr Zеiт"
(Марбург, 1864); О. Gruрре, "Quаеsтiоnеs Аnnаеаnае" (Штеттин, 1873); М.
Sаndеr, "Quаеsтiоnеs sуnтастiсае in Sеnесам rнетоrем" (Грейфсв., 1872);
Теuffеl-Sснwаве, "Gеsсн. dеr Rомisснеn Liттеrатur" (1 т., стр. 269,
Лпц., 1890, 5 изд.); Sснаnz, "Gеsснiснте dеr Rомisснеn Liттеrатur" (II
т., стр. 198 слл., Мюнхен, 1892); Тномаs, "Sснеdае сriтiсае in Sеnесам
rнетоrем sеlестае" (П., 1880); Мullеr, "S. rнетоr" (Прага, 1881 - 1888).
2) Луиций Анней С., по прозванию философ, второй сын С. старшего
(ритора), талантливейший из ораторов и стилистов первой половины 1-го в.
по Р. Хр., родился в 4-м г. до Р. Хр. в г. Кордубе. Первым воспитателем
и учителем С. был его отец, внушивший сыну основные начала
нравственности и развивший в нем задатки красноречия. Кроме отца,
воспитанием С. руководили его мать и тетка (по матери) - Гельвии;
благодаря им он пристрастился к философии, которой не поощрял С.-отец. В
Риме С. занимался грамматикой, риторикой и философией и слушал, между
прочим, левции пифагорейцев Сотиона и Секспя, стоика Аттада и киника
Деметрия, который позднее поселился в доме С. Из современных ораторов
учителем С. был Папирий Фабиан, которого весьма высоко ставил С.
старили. Занятия философией повлияли и на образ жизни С.: он привык к
простой жизни и ежедневно вечером, по обычаю пифагорейцев, считал своею
обязанностью подводить итоги сказанному и сделанному за день. В течение
одного года он даже воздерживался от принятия в пищу мяса, но принужден
был отказаться от вегетарианства в силу вышедшего в 19-м г. сенатского
постановления, запрещавшего египетские и иудейские религиозные обряды.
Получив тщательное риторическое и философское образование, С. выступил
на поприще общественно-политической деятельности сперва в качестве
поверенного; затем, не без содействия тетки, которая была замужем за
влиятельным наместником Египта Витрасием Поллюном, он получил квестуру,
которая дала ему сенаторское звание. Около этого времени С. женился, но,
судя по некоторым намекам в его сочинениях, этот брак, от которого он
имел двух сыновей, не был счастлив. Первые шаги С. на общественном
поприще были весьма удачны: он сразу заявил себя как первоклассный
оратор. В 39 г. он произнес в сенате в присутствии императора Калигулы
столь блестящую речь, что император, из зависти к славе оратора, задумал
его убить и привел бы свой замысел в исполнение, если бы одна придворная
дама не заметила Калигуле что; С. страдает чахоткой и без того скоро
умрет. Вообще Калигула не одобрял красноречия С. и аттестовал его речи
как меrае соммissiоnеs (простые речи, составлявшиеся для ученых
состязаний) и аrеnа sinе саiсе (песок без извести - намек на краткость и
незакругленность периодов в речах С.). Более опасным врагом С. оказалась
Мессалина, которая преследовала племянницу Клавдия, дочь Германика и
Агриппины, Юлию Ливиллу и ненавидела С., как сторонника партии сестер
Калигулы, боровшейся с ее собственной партией из-за влияния на Клавдия.
В результате происков Мессалины С. был осужден приговором сената по
обвинению в каком-то преступлении, быть может, в преступной связи с
Юлией Ливиллой (Diо Саss. LХ, 8), и лишь благодаря заступничеству
Клавдия смертная казнь была заменена ссылкой на остров Корсику. После
Цицерона и Овидия это был третий великий изгнанник из представителей
райской литературы; в течение 8 лет он томился в уединении бесплодного
острова. Не смотря на поддержку, которую С. нашел в занятиях философией
и литературой, ссылка была для него тяжела, о чем свидетельствуют
некоторые из дошедших с его именем эпиграмм и льстивые воззвания в
Клавдию, Нодибию и другим влиятельным лицам при дворе императора. Лишь
после смерти Мессалины он мог вернуться в Рим, и то с решимостью
уединиться в частную жизнь. Однако, Агриппина, новая жена Клавдия, видя
в С. человека полезного для проведения ее честолюбивых замыслов,
устроила дело иначе. Она вызвала его снова к политической деятельности,
предоставив ему претуру, и вознесла его на высочайшую ступень почета и
могущества тем, что предоставила ему воспитание 11 летнего Нерона,
усыновленного Клавдием сына ее от Домиция Агенобарба. При жизни
Агриппины, С. был влиятелен как ее пособник, после ее смерти - как
советник Нерона, который осыпал своего учителя почестями и богатствами.
В 54 г., по смерти Клавдия, С. написал для Нерона похвальную надгробную
речь (lаudатiо fаnевris), в память умершего императора, и позднее
сочинял для своего воспитанника речи на разные случаи. К этому же
времени относится второй брак С. с Помпеей Паулиной, которая своим
приданым умножила богатство С. Первые году правления Нерона прошли
спокойно, пока император находился под влиянием С. и Секста Афрания
Бурра и сообща с ними управлял государством. С. останавливал Нерона в
проявлениях его зверства и тщеславия, но в тоже время, опасаясь, чтобы
влияние матери не пересилило его влияние на Нерона, поощрял склонность
его к удовольствиям и распутству. По смерти Бурра (62 г.) у С. оказались
сильные противники в лице Поппеи и Тигеллина, которые указывали Нерону
на опасность скопления в руках одного человека громадных богатств и
нашептывали ему, что С. более чем следует обращает на себя внимание
граждан; что он воображает себя единственным стилистом во всем мире и
даже осмеливается вступать в соревнование с Нероном в поэзии; что пора
бы Нерону сбросить с себя опеку старого учителя. С. просил позволения
удалиться в частную жизнь и предложил взять у него обратно дарованные
ему богатства, но Нерон отказал учителю в том и другом. Вскоре, однако,
С., под предлогом расстроенного здоровья и занятий, удалился от двора, а
в 65 г., в виду усилившейся тирании Нерона, просил позволения поселиться
в отдаленном поместье; когда в этом ему было отказано, он сказался
больным и не выходил из своей комнаты. В том же году был открыт заговор
Пизона против жизни Нерона. Вероятно по наущениям Тигеллина, доносчик
Антоний составил подложную записку с именем С., в которой был изложен
план заговора, и представил ее в качестве улики против философа. Носился
слух, что некоторые из участвовавших в заговоре имели в виду, по
умерщвлении Нерона, умертвить и Пизона и провозгласить императором С.
Согласно приказу Нерона, С. кончил жизнь от собственной руки, вскрытием
жил, окруженный почитателями, друзьями и домашними. Жена его Паулина
хотела также кончить жизнь самоубийством, но Нерон, в последний час
перед кончиной С., послал солдат, которые удержали ее от исполнения ее
замысла. С. был человек разносторонне образованный, мыслитель если не
самостоятельный, то блестящий и необыкновенно остроумный. Его речь
лилась в тоне непринужденного свободного разговора, без торжественной
периодизации, свойственной стилю Цицерона, без архаической грубости
Саллюсия и нарядной манерности Мецената. Он умел, не впадая в риторику,
пользоваться обычным запасом слов, выбирая из него все наиболее
характерное, придавая мысли неожиданные изгибы и эпиграмматическую
краткость и выразительность. В этом отношении С. напоминает Овидия, с
его неистощимым остроумием и фантазией, с его неподражаемым изяществом
формы. Литературная слава С. основана главным образом на его
прозаических произведениях, в которых он является художником-эссеистом.
Как стилист и оратор, он был бесспорно первой литературной величиной
своего века и имел многих последователей и подражателей. Не смотря на
то, что на него нападали цицеронианцы при Флавиях и архаисты при Адриане
и Антонинах, его сочинения, как образец латинской прозы, читались и
ценились до эпохи отцов церкви и средних веков. В области философии С.
был в сущности эклектиком, хотя сам называет себя стоиком. Быть чистым
стоиком ему помешала терпимость, с которой он смотрел на человеческие
слабости и недостатки, а также влияние эпикуреизма и пифагореизма.
Стоицизм в учении С. принял форму нравственнорелигиозного убеждения, при
чем наряду с внутреннего свободой индивидуума выступают в нем основные
моменты любви к человеку, снисхождении к человеческим слабостям и
слепого подчинения божественной воле. Теоретические умозрения школы С.
считал бесполезными и выдвигал на первый план практическую философию, но
физике (в античном смысле) он уделял много места в своих сочинениях,
утверждая, что она сообщает духу возвышенность тех явлений, которыми
занимается. Тело человека С. называл оковами или темницей, из которых
душа порывается освободиться. Истинная жизнь души начинается с выходом
из тела, когда душа вступает в область бессмертия. В воззрениях на
природу души С. заимствовал многое из Платоновского учения. Философия С.
излагается им всегда в стиле проповеди и в популярной форме. Квинуилиан
делит сочинения С. на оrатiоnеs, роемата, ерisтulае и diаlоgi. Из речей
С. сохранились только отрывки, и то лишь тех, которые были написаны им
для Нерона. Из поэтических произведений С. уцелело небольшое число
эпиграмм (в латинской антологии), которых было по меньшей мере 4 книги.
В эпиграмматической поэзии С. подражал, между прочим, Катуллу. Более чем
вероятно, что в числе дошедших с именем С. эпиграмм есть несколько
принадлежащих перу его племянника, поэта Лукана. Кроме того до нас дошли
9 трагедий С.: "Неrсulеs furеns", "Тrоаdеs" или "Несuва", "Рноеnissае"
или "Тневаis", "Меdеа", "Рнаеdrаs или "Нiрроlутus", "Оеdiрus",
"Аgамемnоn", "Тнуеsтеs" и "Неrсulеs Оетаеаs", - представляющих собою
скорее декламации в драматической форме, чем предназначенные к
исполнению пьесы. Отличаясь правильностью метрической формы, живостью
изложения и фантазией, трагедии Сенеки весьма риторичны и ходульны: по
выражению Риббека ("Gеsснiснте dеr RомUsснеn Diснтnng", III т., стр.
73), "язык этих драм имеет мускулы и жилы, но это мускулы и жилы
тренированного атлета, а не здорового от природы, сильного человека".
Вследствие резкого контраста с другими сочинениями С., в которых автор
умело соблюдает чувство меры в применении риторики, трагедии, носившие
его имя, приписывались уже в древности другому Сенеке или считались
подложными (Аполлинарий Сидоний). Другим их недостатком является слишком
большая подражательность Софоклу и Еврипиду. Бесспорно не принадлежит С.
приписываемая ему трагедия Октавия, в которой описывается смерть супруги
Нерона. К 54-му г. относится "Аро1 соlосуnтоsis" (букв. - превращение в
тыкву; термин, образованный в подражание ареwsiV = превращение в бога) -
язвительное сочинение в духе Менипповой сатиры, написанное по случаю
смерти Клавдия: он представлен переселившимся после кончины на небо, где
просить у богов апофеоза, но получает апоколокинтоз (перев. проф.
Холодняка в приложении к ХVI т. "Филологического Обозрения", М., 1899).
Славу С. составили философские произведения, упомянутый у Квинтилгана
под именем диалогов. В лучшей рукописи Х - ХI в. (Амвrоsiаnns с. 90)
приведены следующие 10 соч. в 12 книгах: 1) "Dе рrоvidеnтiа", написано в
62 г. по Р. Хр.; 2) "Dе соnsтаnтiа sарiеnтis", написано в начале
царствования Нерона; 3) "Аd Nоvатам dе irа liвri III", написано около 49
г.; 4) "Аd Маrсiам dе соnsоlатiоnе" - сочинение,. обращенное к дочери
Кремуция Корда; написано около 41 г.; 5) "Аd Gаlliоnем dе viта веата",
напис. в начале царствования Нерона; 6) "Аd Sеrеnuм dе отiо", написано
около 62 г. (начало сочинения утрачено);7) "Аd Sеrеnuм dе тrаnqмiliтате
аniмi", написано около 49 г.; 8) "Аd Раulinuм dевrеviтате viтае",
написано около 49 г.; 9) "Аd Роlувiuм dе соnsоlатiоnе", написано в 43 -
44 г. (сохранилось в отрывках); 10) "Аd Неlviам матrем dе соnsоlатiоnе"
около 43 - 44 г. В других рукописях дошли до нас следующие прозаические
сочинения С.: 11) "Аd Nеrоnеrn Саеsаrем dе dемеnтiа liвri III"
(сохранились лишь 1 книга и начало 2-й); 12) "Аd Аевuтiuм Liвеrаlем dе
веnеfiсiis liвri VII", написано в начале царствовании Нерона, 13) "Аd
Lnсiliмnnатurаliuм quаеsтiоnuм lilвri VII"; написано около 62 г.; 14)
"Ерisтniае моrаlеs аd Luсiliuм", числом 124, в 20-ти книгах (Авл Геллий
упоминает о 22-й книге) - сборник писем философского в литературного
содержания, написанных легким и изящным языком; 15) "Аd Grаlliоnеrn
frатrем dе rемеdiis fоrтuiтоruм (дошло в извлечении); 16) "Fоrмulа
ноnеsтае viтае" или "Dе quатuоr virтnтiвus" (быть может, извлечено из
"Ехliоrтатiоnеs") и 17) "Моniта". От нескольких других сочинений
сохранились лишь ничтожные отрывки и заглавия кроме того существовали
сборники писем С. к Новату, Цезарю Максиму и Марулду. Ему приписывалась
подделанная одним христианином переписка с апостолом Павлом, что дало
повод некоторым богословам предположить, что С. был тайным христианином.
Трагедии Сенеки напечатаны в первый раз около 1480 г. в Ферраре;
следующие издания трагедий дали Аvаnтins (1517, Венеция), Dеlriо (1576,
Антверпен), Liрsius (1588, Лейден), Grnтеrus (1604, Гейдельберг);
Grоnоvins (1661, Лейден), Sснrоdеr (1728, Дельфт), Вотне (1819,
Лейпциг), Реiреr и Riснтеr (Лпц., 1867), Lео (1878 - 79, Берл.).
Философские произведения С. впервые изданы в Неаполе (1475); дальнейшие
издания дали Еrаsмus (1515, Базель), Мurетus (1585, Рим), Grruтеrns
(1593, Гейдельберг), Liрsins (1600, Антверпен), Ruнкорf (1797 - 1811,
Лпц.), Fiскеrт (1842 - 1845, Лпц.), Нааsе (1852, Лпц.). Новейшее издание
"Ерisтulае"дал Неnsе (1898, Лпц.); "Аросоlосуnтоsis" издан Бюхелером,
вместе с текстом Петрония (1862, 1873, 1882, Б.). Ср. Didеrот, "Еssаi
sur lеs rеgnеs dе Сlаudе ет dе Nеrоn ет snr lеs моеurs ет lеs есriтs dе
Sеnеquе" (П., 1779); Lенмаnn, "Сlаudius und sеinе Zеiт" (Гота, 1858);
Sснillеr, "Gеsснiснте dеs Rомisснеn Каisеrrеiснs unтеr Nеrо" (Б., 1872);
Аuвеrтin, "Sеnеqае ет S. Раul" (П., 1870); Dасвеrт, "Sеnеquе ет lа моrт
d'Аgriррinе" (П., 1884); Gеrтz, "Sтudiа сгiтiса in Sеnесае diаlоgоs"
(Копенг., 1874): Zеilеr, "Diе Рнilоsорнiе dеr Griеснеn" (III т., 1 ч.
Тюбинг., 1880); О. Riввеск, "Gеsснiснте dеr Rомisснеn Diснтung" (III т.,
Штуттг., 1892); W. Riввеск, "L. Аnnаеаs Sеnеса dеr Рнilоsорн" (Ганновер,
1887); Ziеglеr, "Gеsснiснте dеr Етнiк" (Бонн, 1882); Gеiрке, "Dе S. viта
ет моriвus" (Берн, 1848); Маrтеns, "Dе S. viта ет dо темроrе, quо емs
sсriрта рнilоs. сомроsiта sinт" (Альтона, 1871); Diереnвrоск, "Sеnесае
рнilоsорнi viта" (Амстердам, 1888); Носнаrт, "Етudеs sот lа viе dе S. "
(П., 1885); Маrтна, "Lеs моrаlisтеs sоns l'емрirе rомаin" (П., 1865;
русс. перевод, М., 1879); Rоssвасн, "Disquisiтiоnеs dе Sеnесае filii
sсrтiртis сriтiсае" (Бреславль, 1882); его же, "Dе Sеnесае rесеnsiоnе ет
емеndатiоnе" (Бреславль, 1887)', его же статьи в "Jанrв. f. Рнilоlоgiе"
(ССХLIII); "Неrмеs"(ХVII); Раulу-Wissоwа's, "Rеаl-Еnсусlораdiе dеr
Кlаssisснеn Аlтеrтuмs wissеnsснаfт" (Штутт., 1894, l); Кrонn, "Qnаеsт.
аd аnтвоlоgiам Lатinам" (Галле, 1887); Теuffеl-Sснwаве, "Gеsснiснте dеr
Rомisснеn Liттеrатur" (Лпц., 1890); Тномаs, "Rоме ет l'емрirе" (П.,
1897; русск. пер. СПб., 1899); Sснulтеss, "Аnnаеаnа sтаdiа" (Гамбург,
1888); Wетzsтеin, "L. Аnnаеus Sеnеса quid dе nатurа нuмаnа сеnsuеriт"
(1881); Ziмеnаnn, "Dе Тасiто Sеnесае iмlтатоrе" (1889 Неiкеl, "Sеnесаs
Снаrастеr und роliтisсне Тnатigкеiт аns sеinеn Sснrifтеn веlеnснтев
(Гельсингфорс, 1886); Модестов, "Философ С. и его письма к Луцилию"
(Киев, 1872). Перевод писем Сенеки напеч. в журнале "Вера и Разум" (1884
- 1887).