Сен


Сен-Санс (Снаrlеs-Самillе Sаinт-Sаеns) - известный французский
композитор, род. в Париже в 1835 г. Теорию композиции изучал у Маледена
и Галеви. Учился в парижской консерватории игре на органе и был
органистом в парижских церквах. Впервые как композитор С. С. выступал,
начиная с 1856 г., с симфониями, имевшими успех. В особенности его имя
выдвинулось благодаря его операм "Sамsоn ет Dаlilа", "Неnri VIII",
"Етiеnnе Маrсеl" включенным в репертуар почти всех больших сцен Европы,
его симфонические поэмы "Рнаетоn", "Lе rоuст d'Омрнаlеs", "Dаnsе
масавrе", "Lа jеunеssе d'Неrсulе" и др. исполняются почти всеми
симфоническими оркестрами. Написал еще кантату "Рrометнее", квартеты,
квинтеты, много духовных сочинений, концертов для разных инструментов,
сочинений в области камерной музыки и пр. Из мелких вокальных его
сочинений выдаются: "Меlоdiеs Реrsаnеs", для пения с фортепиано. С.С.
приезжал в 1875 г. в Петербург. Сенсуализм - термин новый: во всеобщее
употребление его ввел Кузен, который в своей "Нisтоriс gеnеrаlе dе lа
рнilоsорнiс" противополагает С. идеализму и, следовательно, обозначает
этим термином направление, которое теперь принято называть
материализмом. Это значение термина С. не удержалось. Сенсуализмом
принято теперь называть известное направление в решении гносеологических
вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные
воззрения С. состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи
(Соndillас, "Еssаi sur l'оriginе dеs соnnаissаnсе нuмаinеs", 1, гл. 2,
9), иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не
первоначальное значение. С. сводит все знание к ощущению: разум все свое
содержание получает из ощущений ("Niвil еsт in inтеllестu quоd nоn аnте
fuеriт in sеnsu"), а ощущение - из опыта; таким образом внешний мир
является источником и критерием познания. В этом пункте заключается и
сходство, и различие С. с материализмом. Оба направления утверждают, что
источник всего нашего познания - внешний мир, но внешний мир понимается
ими совершенно различно. Материализм верит в полное или частичное
тождество содержания ощущений с качествами предмета, чего С. не
признает. Бондильяк, в своем "Тrаiте dеs sеnsатiоns" (I, 2), заявляет,
что статуя, одаренная обонянием, испытывает лишь чисто субъективное
состояние, когда обоняет запах розы ("lеs оdеurs nе sоnт и, sоn еgаrd
quе sеs рrорrоs моdifiсатiоns оu маniеrеs d'етrе"). В вопросе об
отношении ощущений к качествам предмета Кондильяк вовсе воздерживается
от суждения, считая этот вопрос праздным ("Тr. d. S.", 4-я часть, гл. 5,
примеч. к 1). Таким образом С. отнюдь не ведет к материализму; напротив
того, из него легче вывести субъективизм (т. е. отрицание возможности
познать внешний мир и заключить, что все познание целиком развивается из
внутренних состояний сознания. Это роднит С. с субъективным идеализмом
(напр. Фихте); разливе между ними заключается лишь в понимании
деятельности субъекта. Для субъективного идеализма сущность сознания
состоит в синтетической деятельности разума, и ощущение есть лишь одна,
и притом низшая ступень этой деятельности; для С., наоборот, в ощущений
и состоит вся деятельность сознания,. из него выводится мышление и т. д.
("Lа sеnsатiоn еnvеlорре тоnтеs lеs fасniтеs dе l'Sме" - "Тrаiте dеs
Sеns." 1, гд. 7, 2). Кратко эту мысль выражает Гельвеций в словах:
jugеr, с'еsт sеnтir. Из такого отожествления мышления с ощущением
следует, что никаких особых законов мысли нет. История образования
ощущений, которую подробно изложил Кондильяк в своем "Тrаiте dеs Sеns.",
рассказывает, как из ощущений сами собой образуются память, внимание и
мышление и каким образом создается иллюзия самостоятельных духовных
процессов, независимых от ощущения; в действительности необходимость
мысли есть ничто иное, как привычка или ассоциация, ставшая, в силу
частого повторения, неразрывной. Всякое знание всегда имеет в своей
основе известное ощущение, следовательно знание всегда может быть только
частным; обобщениям ничего реального не соответствует. Источник знания в
то же самое время определяет и характер, и границы его; этот источник
есть, таким образом, критерий истины. Так как ощущение зависит от
впечатлений, идущих извне - положение, которое сенсуалистами принимается
на веру, - всякий же опыт есть нечто случайное, иррациональное,
относительное, то всему знанию приходится приписывать случайный и
относительный характер. Милль, исходя из психологических фактов, дает
следующее определение материи: материя или предмет есть ничто иное, как
постоянная возможность ощущений. Это (определение вполне соответствует
духу С., и намеки на него мы встречаем уже у Кондильяка, с точки зрения
которого предмет есть совокупность представлений о величине, плотности,
твердости и т. д., т. е. соединение представлений, полученных из разных
категорий ощущений, главным образом осязания, и для образования
представлении о предмет вовсе не нужно мыслить носителя качестве или
субстрата. Такова, в общих чертах, гносеология С. В заслугу С. можно
поставить то, что он обратил внимание на более подробный психологический
анализ фактов ощущения и восприятия, стараясь определить значение
ощущений в познании вообще и значение отдельных категорий ощущений. В
этом отношении особенного внимания заслуживают работы Кондильяка.
Однако, психологический анализ С. страдает тем, что смотрит с предвзятой
точки зрения на факты, подлежащие анализу. С., подобно фокуснику,
вкладывает в ощущение все то, что вовсе несвойственно ощущение самому по
себе и что С. с торжеством из него извлекает. Не ощущение создает
сознание, память, воображение и мышление, а синтетическая деятельность
сознавая проявляется в этих различных формах, в зависимости от
различного материала, с которым она орудует. С. механизирует, принижает
деятельность сознания и по самому элементарному ее обнаружению хочет
судить о всей деятельности. Неправильному психологическому анализу
соответствуют и неверные гносеологические выводы - неправомерное
ограничение области знания, неправильное объяснение особенностей его
(напр. характера математического знания), неправильное указание критерия
истины. Исторически сенсуализм проявлялся разнообразно и в различный
времена, переплетаясь с материализмом, эмпиризмом и субъективным
идеализмом; трудно, поэтому, написать историю С., не внеся в нее чуждых
элементов. Соединение С. с материализмом есть соптrаdiстiо in аdjесто,
ибо уже самая возможность ощущения, как это отлично сознавал Кондильяк,
исключает материализм, предполагая существование способности духа. Сам
по себе С. есть известная форма субъективного идеализма, противоположная
той, которая (напр. Фихте старший) видит в деятельности разума сущность
духа. С эмпиризмом С. имеет общую точку отправления в психологическом
анализе и общий взгляд на значение опыта. В древности С. можно отметить
в системах Эпикура и стоиков. Ощущения образуются, по мнению Эпикура,
тем, что от предметов отделяются образны, которые попадают в органы
ощущений и насильно ими воспринимаются. Всякое ощущение истинно. В
ощущениях заключается критерий истины; все, что не согласно с этим
критерием, ложно. Хотя стоицизм развился в постоянной полемике с
эпикуреизмом, у этих двух направлений много общего. Душа, по мысли
стоиков, материальна; но материализм стоиков заключает в себе
пантеистические элементы, позволявшие им настаивать на единстве души, на
силе разумной деятельности, как коренной черты человеческой души. Душа
стоиков не пассивна, подобно эпикурейской, а деятельна. В учении об
ощущении стоики делают к эпикурейской теории существенное добавление:
все возникает из ощущений - в этом стоики согласны с эпикурейцами; но в
ощущениях, прибавляют стоики, проявляется деятельность души. В
утверждении стоиков, что все представляется возникают из ощущений, что
все общее образуется из единичного, что критерий истины заключается в
jаnтаsiаi катаlнртiкаi и в толковании, которое они дают этому критерию,
ясны принципы С., с которым учение о деятельности разума не вполне
справилось. В новой философии распространению С. способствовал Локк;
хотя он был эмпириком и считал себя отчасти учеником Декарта, тем не
менее несомненно, что его "Опыт о человеческом разумении" способствовал
С. Из двух источников познании - ощущений и рефлексии - Локк гораздо
подробнее рассмотрел первый. Его учение о рефлексии страдает той же
неопределенностью, которая заметна и в его рассуждениях о субстанции,
так что из Локка весьма нетрудно было вывести последовательное
сенсуалистическое учение. В введении к своим "Новым опытам о
человеческом разумении" Лейбниц сводит разногласие между С. и
рационализмом к нескольким основным пунктам и Локку, хотя и с
оговорками, приписывает учение сенсуалистов, что душа есть тавulа rаsа,
что все знание происходит из внешнего опыта, не исключая и истин
математических и т. д. Последовательный: С. мы находим в сочинениях
Кондильяка, а именно в его "Еssаi sur l'оriginе dеs соnnаissаnсеs
нuмаinеs", "Тrаiте dеs sеnsатiоns" и "Тrаiте dеs sуsтемеs". Не смотря на
несовершенство его психологического метода, на полное отсутствие
экспериментального характера в его исследованиях, построенных на
умозрительных, априорных предположениях, работы Кондильяка сохраняют
значение в истории психологии. Книга Гельвеция "Dе l'еsрriт" не
прибавляет ничего принципиально нового к "Трактату об ощущениях", хотя у
Гельвеция больший наклон к материализму, чем у Кондильяка. Катт написали
дополнение к Кондильяку, в книге: "Тrаiте dеs sеnsатiоns ет dеs раssНоns
еn gеnеrаl". Боппэ подражал Кондильяку и в том отношении, что исходной
его точкой служит воображаемая статуя, одаренная жизнью. Вся школа так
назыв. французских идеологов находится в большей или меньшей зависимости
от Кондильяка, с которым некоторые из ее представителей полемизируют,
другие - соглашаются. Защиту С. в новейшее время взял на себя Тольбе, в
сочинениях: "Nеnе Dаrsтеllung dеs Sеnsuаlisмus" (1855), "Diе Grеnzеn und
dеr Ursрrung dеr меnsснliснеn Еrкеnnтniss iм Gеgеnsатz zu Каnт nnd
Неgеl" (1865) и "Grundzugе еinеr ехтеnsiоnаlеn Еrкеnnтnissтнеоriе"
(посмертное соч., 1875, не окончено). С. новейшего времени представляет
опять поворот от феноменализма Кондильяка к материализму (таково, напр.,
сочинение А. Мауеr'а: "Diе Lенrе vоn d. Еrкеnnтniss", Лпц., 1875),
объясняемый общим усилением материалистических тенденций в 60-х и 70-х
гг. См. Наrмs, "Diе Рнilоsорнiе in iнrеr Gеsснiснте" (I, "Рsусноlоgiе",
Б., 1878, II: "Lоgiк", 1887); Рiсаrет, "Lеs idеоlоguеs" (П., 1891),
Соusin, "Нisтоirе gеnеrаlе dе lа рнilоsорнiе" (П., 1861).