Сервет


Сервет (Михаил-Мигуэль Sеrvет или Sеrvеdо)- знаменитый
антитринитарий, врач по профессии, родом из Наварры. Духовная карьера, к
которой он готовился, не состоялась, но занятая религиозными вопросами
ознакомили его со всеми тонкостями разнообразных богословских систем и
теорий. Будучи 15 лет от роду, он получил довольно прибыльное место
писца при духовнике императора Карла V. Следуя за ним во время его
переездов по Германии и по Италии, С. по личным разговорам и
впечатлениям узнавал протестантство и приемы католической полемики.
Первое его сочинение: "Dе тriniтатis еrrоriвus" (1531), изданное в
немецком гор. Гагенау, направлено против догмата о троичности Божества;
за Иисусом Христов он признает одну человеческую природу, а Св. Духу
приписывает символическое значение. "Книга возбудила против автора целую
бурю в Германии и была во многих местах сожжена. Переселившись во
Францию, С. занялся медициной и физиологическими изысканиями. Эти
изыскания привели его к открытию, ставящему С. в ряду предшественников
Гарвея: он указал на то, что кровь, выходя от сердца, совершает "длинный
и удивительный путь" вокруг всего тела. Впрочем, богословы занимало его
мысль больше положительной науки: уже в 1532 г. появился другой его труд
"Diаlоgi dе тriniтате", в котором он развивал дальше свою полемику
против учения о Троице. В конце 30-х годов С. превосходно издал
сочинение Птолемея и стяжал себе этим славу географа. Проработав больше
13 лет в г. Вьенне над главным своим трудом: "Снrisтiаnisмi rеsтiтuтiо",
С. издал его в Лионе в 1553 г. Цель его"восстановить христианство",
которое, по мнению С., одинаково ложно толкуется католиками и
реформаторами. Сходясь с анабаптистами относительно неправильности
крещения малолетних, С. полагает, что крещение сообщает человеку дух
Христа. На Христа он смотрит теперь уже как на Сына Божия. Дух Св.,
который есть божественное дыхание, соединился с дыханием земной,
сотворенной жизни, и это соединение составило душу Христа. Бог един и
непознаваем, но открывается человеку в Слове и Духе, которые, по С.-
только модусы самовозвещения и самосообщения Божества, а не ипостаси.
Против католицизма С. полемизирует гораздо более яростно, чем против
реформаторов; римскую церковь он называет содомской блудницей, а
лютеранам и кальвинистам старался доказать, что умерщвление плоти и
добрые дела столь же несомненно ведут к спасению, как и вера. С. еще до
напечатания книги сообщил важнейшие отрывки из ее Кальвину, который
донес архиепископу вьеннскому, что авторы анонимного трактата - С.
Вследствие этого С. бежал из Вьенны и, пробираясь в Италию проездом
остановился в Женеве. Узнав о его прибытии, Кальвин донес на него
городскому совету. С. был арестован и отдан под суд. На следствии и суде
Кальвин выступил и следователем, и свидетелем. и обвинителем. Истощив
чисто теологические аргументы, Кальвин с жаром стал доказывать, что С.
анабаптист, т. е. член той секты, которая незадолго до того проявила
такое революционное отношение к общественному строю. С., с своей
стороны, ссылался на обычай древней церкви, которая только изгоняла
еретиков. Он был приговорен к сожжению на костре и сожжен 27 октября
1553 г., оставшись до конца верным своему учению.

"Sеrvетus аnd Саlvin" (Лонд., 1877); Lindе, "Мiснаеl Sеrvет" (Гронинген,
1890); о физиол. изысканиях С. см. Wнеwеll, "Нisтоrу оf тне induстivе
sсiеnсеs" (т, III, стр. 328; есть на русс. яз.). На русск, яз. : Будрин,
"Антитринитарии ХVI в."; В. Михайловский, "Сервет и Кальвин"; Виппер,
"Церковь и государство в Женеве в ХVI в.".