Символ


Символ, С. веры. - 1. Греч. слово то suмвоlоn (sun - с, воlоV -
бросание, метание; suмваllеin - совместно нескольким лицам бросать
что-либо, напр. рыбакам сети при ловле рыбы) позже стало означать у
греков всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для
известной группы лиц, напр. для поклонников Цереры, Цибелы, Митры. Тот
или иной знак (suмвоlоn) служил также отличием корпораций, цехов, разных
партий- государственных, общественных или религиозных. Слово "С." в
житейской речи заменило более древнее слово sнма (знак, знамя, цель,
небесное знамение). Еще позже в Греции suмвоlоn называли то, что на
Западе наз. lаgriтiо - номер или билет на получение бесплатно или по
уменьшенной цене хлеба из казенных складов или от щедрых богачей, а
также перстни. означавшие должность (напр. перстни афинских судей),
билеты на вход в театры, на народные игры, на гладиаторские бои, римские
тессары (теssаrае- навощенные дощечки, на которых писались военные
командные слова). Друзья, расставаясь, брали иногда навощенную дощечку,
писали или рисовали на ней что-либо и потом разрывали ее пополам: одна
часть оставалась у одного, другая - у другого (теssаrае ноsтiаlеs). При
встрече они признавали себя друзьями, если, приложив одну половину
дощечки к другой, видели, что обе плотно прилегают одна к другой по
линии разрыва. Иногда слово С. означало долю денежного взноса в
складчину на доброе дело, на покупку чего-либо нужного для целой общины,
а также верительную грамоту иностранного посла. Suмвоlах, dеiрnоn аро
suмвоlwn назывались пиршества или обеды на сборные деньги, а также
добровольные приношения на общее угощение. Тем же словом именовались
письменные договоры между двумя соседними греческими государствами
относительно образа действий, который следовало соблюдать при тяжбе
гражданина одного из этих государств с гражданином другого. В Афинах
такие договоры назывались diсах аро suмвоlwn и выполнялись строго, если
были утверждены афинской дикастерией. В эпоху появления в мире
христианства символами назывались проекты постановлений, составлявшиеся
на общинных собраниях. Большую роль символы и символический культ играли
и у других языческих народов древности, напр. у египтян, от которых их
могли воспринять и евреи. Климент Александрийский ("Стромата", V)
утверждает. что Моисей методом Иероглифическим объяснял, под
таинственными С. животных, правила нравственного закона, и что
декоративные украшения скинии извлечены им из того же источника. Весь
почти культ евреев имел символически преобразовательный характер по
отношению к грядущему царству Мессии. Не только апостолы, но и сам I.
Христос (Иоанн. III, 14; Лук. ХХIV, 27) относит, к себе как символ свой
и прообраз, воздвигнутого Моисеем в пустыне медного змия. Отцами церкви,
начиная с Варнавы, каждая подробность в Ветхом Завете толкуется как С.
или прообраз того или другого факта христианской истории. Во время
гонений христиане создали для себя особый символический язык. Найденные
и описанные до сих пор символические изображения первых веков относятся
отчасти к ересям (напр. гностицизму), но главным образом
массу С., изображающих отношения первобытной церкви к тогдашнему
римскому государству, и наоборот. Во втором веке христианские С.
украшают уже не только места религиозных собраний и молитвы, но и
частную домашнюю жизнь. Главные свидетельства о символах на перстнях и
тайных документах верных находятся в "Педагоге" Климента Алекс. (кн. 3,
106). Символическими изображениями, образами или иконами заменялись
нередко между христианами теssаrае ноsтiаlеs. Лилия и роза составляют
постоянную принадлежность Св. Девы Марии в ее изображениях; св. Георгий
поражает своим копьем морского дракона; нимб окружает, большей частью,
главы святых. О "С." вообще см. "Реальный словарь" Любкера (два русских
перевода), "Diстiоnnаirе d'нisт. ессlеsiаsтiquе", Боста (Женева, 1884),
"Еnсусlореdiе dеs sсiеnсеs rеligiеusеs", Лихтенбергера (т. ХI, Пар.,
1881) и "Diстiоnnаirе dеs аnтiquiтеs снrетiеnnеs", аббата Мартиньи (П.,
1889).
профессор И. В. Чельцов, обособляют "С." от "соборных вероизложений", т.
е. от изложений христианского вероучения в деяниях вселенских соборов, а
преосв. Сильвестр, в своем "Догматическом Богословии", отличает, кроме
того, "исповедания веры", изданные частными лицами во имя церкви или от
лица ее. С. веры всегда отличаются краткостью; они только излагают, в
аподиктической форме простых предложений или бесспорных фактов, главные
догматы веры) без доказательств, как предмет восприятия верой. Первый С.
веры христианской дан самим I. Христом, в словах, сказанных Им ученикам
Его перед вознесением на небо: "шедшие, научите вся языки, крестяще их
во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елики заповедах вам;
и се Аз с вами есмь во вся дни до окончания века" (Мф. ХХVIII, 18-20;
Марк. ХVI, 15 и сл.). Первые отцы церкви излагали перед своими учениками
учение И. Христа и апостолов, составлявшее ту норму их пастырской
деятельности, которая обозначалась словами: рisтiz саnwn аlнехаz, rеgulа
vеriтатis, и входила в состав христианской disсiрlinае аrсаnае. Сами
отцы церкви нередко замечают, что. или rеgulа fidеi преподана
апостолами, которые сами получили ее от Христа. Письменное изложение
некоторых деталей этой rеgulа fidеi впервые появляется около 140 г., в
евангельской формуле крещения ("во имя Отца и Сына и Св. Духа"), у
Тертуллиана, Киприана, Фирмилиана Кесарийского, в канонах церкви
коптской. Руфин нашел так называемый апостольский С., писанный на
латинск. яз. В толковании на этот С. Руфин утверждал, что это -
подлинный текст С., составленного апостолами на соборе в Иерусалиме.
Явившись на собор, апостолы имели каждый свой особый С., составленный
применительно к потребностям места проповеди каждого из них; затем они
решили общими силами составить один образец веры, который мог бы служить
для них во время проповеди руководством и правилом, охраной от
возможного разногласия. Они назвали свое коллективное произведение С.
что указывает на сбор или выборку содержащегося в нем учения из
проповеди всех апостолов. Апостольским найденный им С. Руфин называет
или потому, что каждое слово в нем дано апостолами (1 Кор. ХI, Деян.
ХV), или потому, что он содержит веру, несомненно проповеданную
апостолами. Но так как в каждом месте, где проповедовали апостолы,
существовал свой С., то название апостольского С. приличествует и многим
другим С. Проф. Чельцов дает следующие заглавия С.: апостольская вера
иерусалимской церкви, церковная вера Кесарие-палестинской церкви,
вселенская вера антаохийской церкви, апостольская вера церкви кипрской и
церквей малоазийских, апостольские догматы александрийской церкви,
апостольской С. римской церкви. О происхождении этих С. от самих
апостолов свидетельствует убеждение всей древности, а также почти полное
тождество всех исчисленных шести С. по содержанию. Ириней и Тертуллиан,
указывая на формы С., говорят о них не как о чем-то новом, а как о
предании апостольском (1 Тим. VI, 12; 1 Петр. III, 21). С. веры,
читаемый каждым взрослым при крещении, Тертуллиан называет "правилом,
Христом установленным, высшим для нас всяких недоумений". Он же
замечает, что крестящиеся произносят правило веры в форме ответов на
вопросы, даваемые крестящим пресвитером, при чем "вопрошаемые отвечают
подробнее, чем Господь установил в Евангелии". Кирилл Иерусалимский С.
Иерусалимской церкви, сохраненный им в надписях его огласительных
поучений, называет "святой и апостольской верой"; Макарий Иерусалимский,
по свидетельству Геласия Кизического, на соборе никейском, тот же
Иерусалимский С. назвал "апостольской непреложной верой, которую церковь
Христова хранит изначала, по преданию от самого Господа, через
апостолов, из поколения в поколение, и будет хранить во веки. Иоанн
Кассиан, приводя текст С. антаохийского, замечает, что в нем изложена
вера всех церквей, так как одна вера для всех. Александр, епископ
александрийской, называет С. александрийский "апостольскими догматами
Церкви", т. е. получившими начало от самих апостолов. Из всех древних С.
с особенным вниманием современная наука останавливается на С.
апостольском, который римская церковь считает во всем его составе
произведением апостолов; в более позднее время даже римская курия делала
попытку определить с точностью, какие именно слова в апостольском С.
какому именно апостолу принадлежат. С точки зрения православной церкви
завершительным актом в области символов веры служит С.
никео-цареградский, составленный, в первой его половине, на никейском
соборе (325 г.), во второй- на соборе константинопольском (381 г.), где
оба С. были соединены воедино. Признание и громкое чтение этого С. при
крещении каждого взрослого требуется не отменно; лишь за крещаемых
младенцев читает громко С. восприемник или, по его желанно, кто-либо из
совершающего таинство причта. Относительно так назыв. апостольского С. в
науке существует мнение, что Руфин увлекся доверием к народному
преданию; указывают на то, что если бы этот С. был написан
непосредственно самими апостолами, он был бы помещен или в "Книге Деяний
апостольских", или в каком-либо издании апокрифов. Самим Руфином текст
апостольского С. очищен от примесей аквилейской его редакции. Мартиньи
("Diстiоnnаirе", стр. 755) сообщает четыре текста этого С., с разными
чтениями. Само название "С. " в древности церковью не применялось; в
первый раз оно встречается у Амвросия Медиоанского, в его "послании"
(ХLII) к папе Сирицию I. Вообще обычай называть "исповедания веры"
символами- обычай западный, и само слово С. вошло в употребление в
применении к тому, что на греческом Востоке носило название "учения
веры". Восточные отцы церкви и соборы и в IV в. не давали "исповеданиям
веры" имени С., называя их "изложениями веры" или "верой". Во главе
"вероизложенй", сделанных отдельными богословами, проф. Чельцов ставит
рассуждение пресвитера Викентия, монаха Лиринского (пис. ок. 434 г.).
Вероизложения и исповедания пишутся авторитетными Иерархами или другими
учеными лицами, вследствие особых обстоятельств, напр. по просьбе
какой-либо церкви, уклонившейся никогда от восточно-православного и
вселенского единства. В течение двух почти тысячелетий существования
христианства в мире, каждое христианское общество, каждая секта
вырабатывает свои С. Возникла новая наука- символика, изучающая
сравнительно С. разных вероисповеданий и с большим успехом заменяющая
так называемое полемическое или обличительное богословие старого
времени. Шлейермахер называет символику "сравнительной догматикой",
Пельт- средством к "познанию конфессиональных принципов всех
вероисповеданий". История символики начинается с ХVI в. и на первых
порах имеет целью полемику (тнеоlоgiа еlеnстiса). Сюда относятся:
Хемниц, "Ехамеа соnсilii тridеnтini" (Франкф., 1588); Галов, "Sуnорsis
соnтrоvеrsiаruм, quае Ессlеsiае Снrisтi сuм наеrетiсis... sосiniаnis,
аnавартisтis, саlviniаnis, саliхinis, аliisquе inтеrсеdunт" (Виттенб.,
1653); Вальх, "Inтrоduстiо in liвrоs sумвоliсоа ессl. luтнеr. " (1752):
Землер, "Арраrатus аd liвrоs sумвоliсоs Ессl. Luтн. " (Галле, 1775);
Беллярмин, "Disрuтатiоnеs dе соnтrоvеrsiis..." (Рим, 1581-93; Прага,
1721); Боссюэт, "Ехроsiтiоn dе lа dостrinе dе l'еglisе сатноl. sur lеs
матiеrеs dе соnтrоvеrsе" (Пар., 1671). Не ранее, как во второй половине
ХVIII в., полемика отступила на второй план. Первый толчок в этом
направлении дал геттинг. проф. Планк в своих соч. : "Gеsснiснте dеr
Еnsтsтенung" етс." (Лпц., 1791-1800) и др., которые особенно одобрял
Шлейермахер. Затем следует Маргейнеке, применивший к истории догматов
метод гегельянский. Его соч.: "Снrisтl. Sумвоliк оd. нisтоr. Кriтiк аnd
dоgм. сомраrатivе Dаrsтеllung dеs катноl luтнеr., rеfоrм. u. sосin.
Glаnвеns" (Гейдельб., 1810-13); "Insтiтuтiоnеs Sумвоliсае" (1812, 3
изд., 1830); "Vоrlеsungеn uв. diе снr. Sумвоliк" (1848). Особенное
значение символика, как наука, приобрела на Западе после сочин. Мелера
("Sумвоliк, 1832; 7-е изд., 1864). Замечательны, далее, след. соч.:
Сrеuzеr, "Sумвоliк аllеr снrisтliснеn Соnfеssiоnеn" (1837-44); Guеriске,
"Аllgемеinе снrisтi. Sумвоliк vом luтнеr. Кirснi. Sтаndргnкт" (3-е изд.,
1861); Ваiеr, "Sумвоliк dеr rоем. Катноl. Кirсне" (Грейфсв., 1854);
Маттнеs, "Самраrатivе Sумвоliк аllеr снrisтl. Соnfеssiоnеn" (Лпц.,
1854); Вunsеn, "Dаs Sумвоl dеs Кrеuzеs веi аliеn Nатiоnеn" (1876);
Ноffмаnn, "Sумвоliк оd. sуsтем. Dаrsтеllung dеs sумв. Lенrвеgriffs"
(Лпц., 1857); Оенlеr "Lенrвuсн d. Sумвоliк" (Тюбинг., 1876); Wеndт,
"Sумвоliк dеr Rомisсн. Кirсне" (Гота, 1880); Gаss, "Sумвоliк dеr
griеснisснеn Кirсне" (Б., 1872); Рliтт, "Grundriss dеr Sумвоliк fur
Vоrlеsungеn" (Эрланг., 1875); Sснееlе, "Тнеоlоgisк Sумвоliк" (Упсала,
1877); Ноеfling, "Dе Sумвоlоruм nатаrа, nесеssiтате, аuтоriтате ет usu"
(Эрланг., 1841); Sснаff, "Вiвliотнека Sумноliса Ессlеsiае univеrsае"
(Нью-Йорк, 1877); Саsраri, "Ungеdruскте, unвеаснтете und wеnig веаснтете
Quеllеn zur Grеsснiсliте dеs Таufsумвоls und dеr Griаuвеnsrеgеl"
(1866-79); Нанn, "Вiвliотн. dеr Sумвоl- und Glаuвеnsrеgеl dеr ароsт,
сатноl. Кirсне" (1842); Sснаff, "Вiвliотнеса sумвоliса ессlеsiае
univеrsае" (Нью-Йорк, 1877). Относительно издания С. и вероизложений на
русском языке см. стр. 29 в "Догматическом богословии" преосв.
Сильвестра (Киев, 1844). Ср. еще Бердникова, "О символических знаках и
изображениях на христианских археологических памятниках" ("Правосл.
Собеседник", 1869); Воинова, "Ветхозаветные С. по указаны богосл. книг"
("Душепол. Чтение", 1863 и 1865); "Значение символов в лютеранстве"
("Правосл. Собеседник", 1875).