Сименс


Сименс (Эрнст Вернер фон-Siемеns, 1816-92) - знаменитый герм.
инженер, образование получил в артиллерийско-инженерной школе в Берлине,
в 1841 г. получил первую привилегию на способ гальванического серебрения
и золочения и для эксплуатации этой привилегии основал в Берлине завод в
компании с Геннигером. Затем он устроил дифференциальный регулятор для
паровых машин и водяных колес, который поныне употребляется в некоторых
механизмах. В 1844 г. командирован был в артиллерийские мастерские в
Берлине для производства опытов по применению взрывчатой хлопчатой
бумаги. В 1847 г. С. вошел в состав комиссии по введению электрических
телеграфов в Пруссии. Это послужило толчком к ряду изобретений С. по
телеграфной части и, между прочим, к устройству специальной машины для
покрывания медной проволоки гуттаперчей (1846); машина эта вошла во
всеобщее употребление при производстве изолированных проводников для
подземных и подводных телеграфных кабелей. В 1848 г. он заложил в
нильской гавани первые подводные мины, снабженные приспособлениями для
воспламенения электрическим способом, а в качестве коменданта крепости
Фридрихсорт построил батареи для защиты экернфердерской гавани. Зимой
1848-49 г. С. по поручению правительства, проложил подземную телеграфную
сеть между Берлином, Франкфуртом и Аахеном, после чего оставил военную
службу и посвятил себя телеграфо-строительному заводу, основанному им в
Берлине вместе с механиком Гальске, в 1847 г. Из этого завода, на
котором в настоящее время работает несколько тысяч человек, вышло
множество изобретений и усовершенствовании по части телеграфного дела и
электротехники. Между прочим, С. выработал теорию продолжения подводных
кабелей и изобрел динамо-машину (Х, 629), теорию которой, являющуюся
исходным моментом всей современной электротехники, он изложил в
берлинской академии 17 января 1867 г. С. проложил первый подводный
кабель в открытом море (линия Бона-Кальяри), а в 1879 г. построил на
берлинской выставке первую электрическую жел. дорогу и с тех пор
принимал наиболее деятельное участие в развитии и распространении
электрических жел. дорог. Из многочисленных предприятий, осуществленных
фирмой С. Гальске, следует в особенности отметить сооружение телеграфной
сети в России, начатое в 1853 г. Большой завод в Шарлоттенбурге
изготовляет кабели для подземной проводки, для электрического освещения
и для телефонов; другой кабельный завод устроен был в Англии, и на нем
выделано было семь кабелей, соединяющих Европу с Америкой. Отделения
предприятий фирмы С. и Гальске открыты были ив Вене, СПб. и Тифлисе; на
Кавказе фирма занималась и нефтепромышленностью. В 1887 г. товарищество
С. и Гальске преобразовано было в акционерное общество, с основным
капиталом в 35 милл. марок, который в 1898 г. увеличен был до 40 милл.,
а в 1899 г. до 45 милл. марок. Общество ведет в различных странах
множество предприятий (по электрическому освещению, по эксплуатации
телефонов, телеграфов, электрических жел. дорог, по передаче
электрической энергии), но все же центр его деятельности в производстве
аппаратов и принадлежностей электротехники. В 1874 г. берлинская
академии наук избрала Вернера С. ординарным своим членом; в 1888 г. он
возведен был в дворянское достоинство. С. напеч. "Роsiтivе Vоrsснlаgе zu
еinем Ратеnтgеsетz" (Б., 1869), "Gеsаммеlте Авнаndlungеn und Vоrтrаgе"
(там же, 1881); второе издание последней книги составляет 1-й том его
"Wissеnsснаfтliсне und теснnisсне Аrвеiтеn" (2 т., Б., 1889-91). Кроме
того, он оставил интересные "Lевеnsеrinnеrungеn" (Берл., 1892; 4 изд.,
1895).