Симеон


Симеон Новый Богослов - препод., писатель, родился в пафлагонском
селении Галате от знатных и богатых родителей, воспитание получил при
константинопольском дворе и был приближенным императоров Василия и
Константина. Двадцати лет С. оставил двор и поступил в Студийскую
обитель, где предался строгому подвижничеству под руководством старца
этой обители, С. Благоговейного. По совету последнего С. перешел в
обитель св. Мамонта, где, по смерти настоятеля, избран был игуменом и
посвящен в сан пресвитера. С. ежегодно праздновал память своего
наставника С. Благоговейного, составил в честь его похвальные слова,
песни и каноны, написал и икону его. Патриарх Серп и, услышав об этом,
одобрил С., но Стефан, митрополит никомидийский, а с ним и некоторые из
приходских иереев и мирян восстали против этого обычая, находя его
противным порядкам церкви и соблазнительным. Для успокоения умов и
удовлетворения Стефана патриарх с синодом решили удалить С. из
Константинополя. С. поселился в местности, принадлежавшей его ученику и
почитателю, патрицию Христофору Фагуру. Здесь С. устроил обитель, прожил
в ней 13 лет и скончался мирно в 1032 г. Память С. 12 марта и 12 окт. С.
замечателен преимущественно как богослов-проповедник; отличительная
черта его богословствования - приложение теоретического христианского
учения к христианской жизни. Из сочинений С. на славянском и русском
языках изданы весьма немногие. В "Добротолюбии" напечатаны: "Главы
деятельные и богословские" (числом 152; в русском переводе напечатаны в
"Христ. Чтении", 1823 под заглав.: "Сто пятьдесят две деятельные и
богословские главы"), "Слово о вере" (русский перевод в "Христ. Чтении",
1821) и "Слово о трех образах молитвы". В 1852 г. в Москве напечатано в
славянском переводе 12 "Слов" С., взятые из числа 35; эти 12 "Слов"
переведены на русский язык после тщательного сличения с греческой
рукописью, находящейся в моск. синодальной библиотеке (М., 1869). Другие
сочинения С. (девяносто два "слова", "Деятельные и богословские главы" и
"Подвижническое слове старца С. Благоговейного") переведены с
новогреческого епископом Феофаном ("Слова реп. С. Нового Богослова", М.,
1879 и 1882; 2 изд., 1890 - 92). "Слова" С. отличаются простотой и
сердечностью; он наставляет, внушает, умиляет; современники его,
привыкшие к искусственному красноречию, находили его "слова" ненаучными
и неритмичными. Церковь наименовала С. новым богословом, находя в его
произведениях сходство с произведениями Григория Богослова: и тот, и
другой отличались глубиной созерцания истин христианского благочестия.
С. считается основателем того учения о небесном озарении души верующего,
которое впоследствии привело к спору паламитов и варлаамитов. В
славянских молитвенниках печатается Симеонова молитва перед приобщением
св. Таин. Сочинениями С. нередко свидетельствуется препод. Нил Сорский
("якоже Симеон новый Богослов повелевает"; "яко-же рече св. Сумеон").
Жизнь С. подробно описал ученик его Никита Стифат. См. епископ Феофан,
"Жизнь препод. С. Нового Богослова" ("Душепол. Чтение", 1877, февраль);
А. Лебедев, "Византийская образованность вообще, богословская наука и
литература в частности" ("Чтения в общ. любителей духовного
просвещения", 1877, ч. II); его же, "О направлениях в
религиозно-умственной жизни. Очерки из истории восточной церкви IХ, Х и
ХI вв." (iв., 1878, ч. 1).