Симфония


Симфония (греч. созвучие)- название оркестрового сочинения в
нескольких частях. С. - самая обширная форма в области концертной
оркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой
. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в сонате, С.
имеет обыкновенно четыре части: первая часть, в скором движении, пишется
в сонатной форме; вторая, в медленном движении, пишется в форме рондо ,
реже в форме сонаты; третья- скерцо или менуэт- в форме песни с трио, т.
е. коленного склада, другого коленного склада (трио) с новым содержанием
и повторения первого коленного склада; четвертая часть, в скором
движении- в сонатной форме или в большой форме рондо. В виду того, что
С. рассчитана на большие силы оркестра, каждая часть в ней пишется шире
и подробнее, чем напр. в обыкновенной фортепьянной сонате, так как в С.
надо выдвинуть разные оркестровые группы. С. представляет двоякий
интерес: чисто музыкальный, в смысле творчества и формы, и оркестровый
симфонический, в смысле колорита, т. е. разных звуковых красок,
получаемых от соединения одного инструмента с другим, от соединения
инструментальной группы одного характера с инструментальной группой
другого характера. Прототипом С. может считаться итальянская увертюра,
сложившаяся при Скарлатти (1650-1725), называвшаяся С. и состоявшая из
аllеgrо, аndаnте и аllеgrо, слитых в одно целое. С другой стороны
предшественницей С. была оркестровая соната, состоявшая из нескольких
частей в простейших формах и преимущественно в одной и той же
тональности. В С. только первая и последняя части имеют туже
тональность, а средние пишутся в тональностях сродных с главной, которой
и определяется тональность целой С. Творцом новейшей формы С. и
оркестрового колорита считается Гайдн. В смысле развития как
симфонической формы, так и оркестровки Бетховен может быть назван
крупнейшим и совершеннейшим представителем в области С. В форме С.
сказал новое слово Шуман (в особенности в С. d-моll), сделав опыт
слияния всех ее частей в одно целое и введя тематизм встречается и у
Бетховена, в его девятой С. С. программной называется та, которая
связана с известным содержанием, изложенным в программе, напр.
Пасторальная С. Бетховена, "Siмfоniе fаnтаsтiquе" Берлиоза и пр. Первые
ввели программу в С. Диттерсдорф, Розетити и Гайдн. С. писали, кроме
вышеупомянутых композиторов, Моцарт, Шуберт, Мендельсон, Шнор, Рафф,
Брамс, Гаде и друг., из русских- Рубинштейн, Чайковский, Бородин,
Римский-Корсаков, Баолакирев, Глазцнов, Аренский, Направник и пр.