Сказители


Сказители - так называют себя олонецкие певцы былин (старин),
производя это слово от глагола "сказывать", в специальном значении
передачи чего-либо (сказки, события) нараспев, речитативом. В Олонецком
крае исследователи не встречали С. по профессии, снискивающих себе
пропитание пением былин, подобно каликам, для которых пение духовных
стихов является хлебным ремеслом. Из среды знающих и поющих былины
мужиков и баб выделяются, однако, особо одаренные люди, приобретающие
репутацию С. по преимуществу и пользующиеся в окрестном населении
почетом и славой. Они являются традиционными хранителями эпической
старины, передавая ее из поколения в поколение, причем детальные
изменения, невольно вносимые каждым из них при пении той или другой
былины, зависят от самых условий устной передачи, но не от личного
сочинительства: последнее почти отсутствует, и многочисленные попытки
"сочинить" новую былину, как свидетельствует Гильфердинг в предисловии к
"Онежским былинам", оканчивались неудачей. Субъективный элемент,
вносимый С. в передачу былины, находится, между прочим, в зависимости от
профессии, которая кормит С. : напр., у С.- калик богатыри отличаются
особенной набожностью, С.- портной с большой тщательностью
останавливается на подробностях одеяния богатырей и т. д. Портняжное
ремесло, как и плетение сетей, вообще вызывают "охоту старинки петь". У
женщин-сказительниц есть свои любимые былины - те, где выдающаяся роль
принадлежит женщине, напр. былины о Ставре, Чуриде, Иване Годиновиче.
Еще не решен вопрос, от кого и каким образом получили предки современных
С. былевое наследство; но можно считать несомненным, что в образовании
былевой части нашего эпоса, в обогащении его новыми сюжетами
значительное участие принимали скоморохи. Сохранению былин в нашем
севере, в Олонецкой и Архангельской губ., где их записано наибольшее
число, при несомненной поэтической восприимчивости населения, много
содействовали такие обстоятельства, как отдаленность от культурных
центров, отсутствие грамотности, а также отсутствие крепостного права,
что давало населению возможность "не терять сочувствия к идеалам
свободной силы, воспеваемым в былинах" (Гильфердинг); эти же
обстоятельства объясняют и исчезновение в настоящее время эпоса,
усиливающееся по мере проведения дорог, развития грамотности и т. д.
Некоторые С. обладают замечательной памятью; многие продиктовали
собирателям былин от 2000 до 3000 стихов, от 10 до 20 былин; репертуар
таких обшеизвестных С., как Калинин и Трофим Рябинин, доходит до 5000, а
у Рябинина-сына (Ивана Трофимовича) - до 6000 стихов. Об известном в
свое время калике Мещанинове С. Фепонов сообщал Гильфердингу почти
невероятный факт, будто он знал до семидесяти былин (средняя былина - от
400 до 600 стихов). Сохранению былин в памяти помогает определенный
характер и склад былины, слагающейся из ряда установившихся эпических
приемов, "передвижных картинок", условных запевов, исходов, поэтических
формул, постоянных эпитетов и т. д. С другой стороны, распространенная в
олонецком населении вера в чудесное, позволяющая видеть в том, что
изображается в былинах, действительную быль прежних веков, и
повсеместное уважение, с которым крестьяне относятся к своим
"старинушкам", также содействовали сохранению нашего эпоса и образованию
типа певца-С., воплощающего в себе высший подъем народно-поэтического
чувства. Многие из С. являлись в наши столицы петь былины в заседаниях
ученых обществ и публичных собраниях; таковы Трофим Рябинин (1871),
Щеголенок (1879), Касьянов (1891), Иван Трофимов (1893 и 1894). О
сказителях, кроме Гильфердинга, см. "Песни, собранные П. Н. Рыбниковым"
(М., в 60-х гг.); первые главы ("Былинное предание в Олонецкой губ. " и
"Русская былина, ее слагатели и исполнители") в "Очерках русской
народной словесности" Всеволода Миллера (М., 1897); Евг.Ляцкий, "Иван
Трофимович Рябинин и его былины" (М., 1895).