Сковорода


Сковорода (Григорий Саввич, 1722 - 94) - украинский философ, сын
простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был
отправлен в СПб. в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил
увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и
остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к
духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен
из бурсы. Желая пополнить свои познания, С. решил побывать за границей,
куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком
странствуя по Венгрии, Австрии, и, вероятно, по Польше, Германии и
Италии, С. знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он
изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский. Вернувшись в
Россию, С. занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для
училища "Руководство о поэзии", в котором проводил много новшеств; когда
же переяславский епископ потребовал, чтобы С. преподавал предмет по
старине, С. не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. С.
приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но,
назначенный преподавать правила благонравия, С., вследствие некоторых
мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в
превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.).
После этого С. большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях
пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских
избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая
свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим
образом жизни. К этому же периоду относится и составление философских
сочинений С., которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что
касается значения философского учения С., то одни считают С. мистиком и
масоном, последователем мартинистов, другие называют С. рационалистом.
Причиной такого разногласия является то, что сочинения С. до последнего
времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его
трактатов. Только с появлением собрания сочинений С., изданного проф.
Багалеем (Харьк., 1894), явилась возможность приступить к их изучению.
С. - философморалист: он действовал и живым словом, и сочинениями;
понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против
утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа;
ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической
философии, которая предохранила С. как от мистицизма, к которому он был
склонен по природе, так и от рационализма ХVIII в. Взгляд С. на Библию
представляет собою нечто среднее между чисто ортодоксальным и
рационалистическим ее толкованием. С. смотрел на Библию, как на
поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами.
Черпая философские идеи из древнеклассической философии, С.
перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям. В сфере
религиозной С. вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он
протестовал против узкого понимания православия и христианства. С. не
признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно
естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно.
На философию С. смотрит, как на фундамент и центр образования вообще:
она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной
философии С. находился под сильным влиянием Платона, у которого он
заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа:
"познай самого себя" С. объясняет в смысле познания своей высшей
природы, духа, разума. Дуализм, по учению С., распространяется не только
на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея.
В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени С.
отступил от Платона и находился под влиянием Филона. Практическая
философия С. находится в тесной связи с умозрительной: для истинно
счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастье состоит в душевном
мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю
Божию, что значит жить согласно с природой. Для достижения и личного
счастия человека, и общественного блага С. советовал: не входить в
"несродную стать", не несть должность, природе противную, не обучаться к
чему не рожден; все это носит у С. название "несродности". Указать свою
сродность - одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли
Божьей, пребывающей в человеке; вне удачного решения этой задачи не
может быть для человека и речи о счастье. В своих философских сочинениях
С., между прочим, выступал проповедником идеи национальности. С.
старался сочетать разум и веру: разум должен стремиться к отысканию
истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им - но
наряду с разумом видное место занимает и вера. Весь мир состоит из трех
миров: большого, малого и символического: большой (космос) - это
природа; малый (микрокосмос) - человек; символический - Библия. В каждом
мире существуют два начала: Бог или вечность и материя или временное; во
всей природе дух господствует над материей. Как богослов, С. находился
под влиянием восточных отцов и учителей церкви, в особенности писателей
александрийской школы - Климента и Оригена, которые для постижения Св.
Писания не довольствовались буквальным его толкованием, а посредством
аллегорических объяснений стремились открыть внутренний его смысл. Еще
больше, чем сочинениями, С. имел для Украины значение всею своею жизнью:
он был человек свободолюбивый, с большою стойкостью нравственных
убеждений, смелый в обличении местных злоупотреблений. Несмотря на
некоторый свой мистицизм и семинарский, топорный и нередко неясный слог,
С. умел на практике быть совершенно понятным и вполне народным человеком
во всей Украине тогдашнего времени. В С. как бы олицетворилось
умственное пробуждение украинского общества конца ХVIII в. Повсеместно
на Украине во многих домах висят портреты С.; его странническая жизнь
служит предметом рассказов и анекдотов, странствующие певцы усвоили его
песни.
философскобогословские и литературные труды. Первыми
богословско-философскими сочинениями С. были трактаты "Наркис, разглагол
о том: узнай себе" и "Асхань, или симфония о познании себя самого": они
посвящены вопросу о самопознании, который является исходным пунктом
всего мировоззрения С. К этим двум трактатам примыкают "Разглагол о
древнем мире" и "Беседа двое" (1772); в последнем сочинении говорится о
двух мирах - ветхом и новом, о двух началах - тленном и вечном. Наиболее
просто, удобопонятно и вместе с тем систематически С. изложил свои
взгляды на религию и христианство в сочинении: "Начальная дверь ко
христианскому благонравию" (1766): это - конспект курса, читанного
молодым дворянам в харьковском коллегиуме. Специальными исследованиями,
посвященными Библии, являются сочинения С. : "Израильский змий" (1776),
"Жена Лотова" (1780) и "Потоп змиин" (напис. в конце 80-х гг.).
"Дружеский разговор о душевном мире" и "Алфавит мира" (1775) - лучшие
сочинения С., посвященные вопросу практической философии - в чем
заключается счастие человека. Сочинения С. : "Борьба архистратига
Михаила с сатаною" (1783) и "Пря бесу с Варсавой" являются мистическими
и аллегорическими: основная тема их - "легко быть благим". К
литературным сочинениям С. принадлежат "Харьковские басни" (1774 г.);
каждая басня состоит из фабулы и силы, т. е. указания ее внутреннего
смысла. К басням примыкают притчи: "Благодарный Еродий" (трактуется о
воспитании) и "Убогий жаворонок" (о спокойствии; написаны в 1787 г.).
Наконец, С. написал ряд стихотворений, большую часть которых он назвал
"Садом божественных песней, прозябшим из зерн Священного Писания": все
они написаны на библейские тексты; некоторые представляют из себя
похвальные оды различным лицам. Не вошли в состав "Сада" басни,
эпиграммы, изречения. Некоторые стихотворения написаны на латинском
языке. Кроме того, С. принадлежат несколько переводов.
познай себя", напечатанный без имени автора, под загд. "Библиотека
духовная" (СПб., 1798); затем были напечатаны его "Начальная школа по
христианскому добронравию" ("Сион. Вестн. ", 1806, с кратким введением о
его жизни), "Дружеский разговор о душевном мире" (М" 1837), "Беседа
двое" (М., 1837), "Убогий жаворонок" (1837), "Харьковские басни" (1837),
"Брань архистратига Михаила с сатаною" (1839), "Сочинения в стихах и
прозе" (СПб., 1861: 5 трактатов С., стихотворения, переписку и др.).
Наконец, по случаю столетия со дня смерти С., были изданы под редакцией
проф. Д. И. Багалея "Сочинения Г. С. С. " (Харьков, 1894), в которых
собраны по возможности все сочинения С. : по цензурным условиям не вошли
в это издание "Жена Лотова", "Потоп змиин", а из трактата "Израильский
змий" напечатан лишь отрывок. Литература о С. довольно обширна. Впервые
появились в печати сведения о С. в статьях Гес-де-Кальве и Вернета (в
журн. "Украинский Вестник", 1817, ч. VI), затем следуют статьи И.
Снегирева (в "Отеч. Записках", 1823, ч. 16), И. И. Срезневского,
"Отрывки из записок о старце С." ("Утрен. Звезда", Харьк., 1833), А.
Хиджеу, "Григорий Варсава С." ("Телескоп", 1835, © 5 - 6); архим.
Гавриила, "История философии в России" (ч. 6, 1840); Г. П. Данилевского
("Основа", 1862, © 8, 9; перепеч. в "Украинской Старине", Х, 1866, и в
"Сочинениях" Данилевского, т. 8; наиболее обстоятельная биография С.). В
1886 г. было напечатано в "Киевской Старине" (IХ кн.) "Житие" С.,
составленное его ближайшим учеником, М. И. Ковалинским, с предисловием
профессора Н. Ф. Сумцова. Юбилейное издание сочинений С. снабжено
обширною критико-библиографической статьей профессора Д. И. Багалея, где
подробно рассмотрена вся литература о С. и сделан библиографический
разбор его сочинений. Ср. также ст. А. Я. Ефименко, "Философ из народа"
("Неделя", 1894, © 1); ее же, "Личность С. как мыслителя" ("Вопросы
философии и психологии", 1894, © 5); О. Зеленогорский, "Философия С.,
украинского философа ХVIII в." ("Вопросы философии", 1894, © 3 - 4); А.
С. Лебедев, "С. как богослов" ("Вопросы философии", 1895, © 2); Д.
Багалей, "Украинский философ С." ("Киев. Старина", 1895, ©, 2, 3, 6);
ст. Л. Н. Майкова в "Ж. М. Н. Пр." (1894, © 12).