Скопин


Скопин-Шуйский (Михаил Васильевич 1587 - 1610) - князь, знаменитый
деятель в Смутное время. Рано лишившись отца, Василия Федоровича,
который при Иоанне IV Грозном играл значительную роль, а при Борисе
Годунове подвергся опале, С.Шуйский получил воспитание под руководством
матери и обучался "наукам". Уже при Борисе Годунове был стольником;
Лжедимитрий I произвел его в великие мечники и поручил привезти в Москву
царицу Марфу. При Василии Шуйском С.-Шуйский, как племянник царя, стал
близким человеком к престолу. На военное поприще он выступил в 1606 г.,
с появлением Болотникова , которого дважды разбил: при р. Пахре, имея в
своем распоряжении небольшой отряд, тогда как незадолго до того главные
силы моск. войска, предводительствуемые Мстиславским и другими боярами,
потерпели от Болотникова полное поражение, - при урочище Котлах. После
второго поражения Болотников засел в Туле. Во время осады его здесь
московскими войсками С.-Шуйский предводительствовал передовым отрядом и
много способствовал взятию Тулы. Когда Василий Шуйский решил обратиться
за помощью к шведам, для переговоров об этом он отправил в Новгород
С.-Шуйского. Несмотря на ряд препятствий, последнему удалось достигнуть
цели. Сопровождаемый 12-тысячн. отрядом шведского войска, под
предводительством Якова Делагарди, С.-Шуйский 14 апр. 1609 г. выступил
из Новгорода для "спасения престола". Взятием Орешка, Твери и Торжка он
очистил север от врагов, а поражением при Калязине гетмана Сапеги и
занятием Александровской слободы заставил Сапегу снять осаду Троицкой
лавры. Успеху действий С.-Шуйского много мешали недостаток средств для
уплаты жалованья шведским наемникам и необходимость заниматься обучением
войска; тем не менее тушинцы обратились перед ним в бегство, и народ
смотрел на С.-Шуйского, как на своего "спасителя", "отца отечества". К
нему явились посланные от Ляпунова с предложением царской короны,
которое он отклонил; когда он приехал в Москву, ему устроили самую
торжественную встречу. Все это возбудило к нему сильнейшую зависть в его
же родственниках и особенно в дяде его Димитрии Ивановиче Шуйском,
который должен был уступить ему главное начальствование над московским
войском, снаряженным под Смоленск. Не без ведома, кажется, и самого
царя, решено было избавиться от С.-Шуйского; на пиру у Воротынских жена
Димитрия Шуйского поднесла ему отраву, от которой он и умер 23 апреля,
после двухнедельных страданий. Царь велел похоронить его в Архангельском
соборе, но не рядом с царскими гробницами, а в особом, новом приделе.
Современники почти все говорят о нем, как о великом человеке, и
свидетельствуют об его "уме, зрелом не по летам", "силе духа",
"приветливости", "воинском искусстве и уменье обращаться с
иностранцами". В народе надолго сохранилась о нем самая лучшая память,
что и выразилось в нескольких весьма распространенных песнях. Ср. В.
Иконников, "Михаил Васильевич С.-Шуйский" ("Древняя и Новая Россия",
1875, © 5, 6 и 7); Г. Воробьев, "Боярин и воевода князь Михаил
Васильевич С.-Шуйский" ("Русский Архив", 1889, т. III). В. Р - в.