Скотт


Скотт (Sir Wаlтеr Sсотт) - знаменитый англ. романист (1771 - 1831).
Детство провел среди шотландской природы, учился в Эдинбурге и отличался
страстною любовью к чтению. Его любимыми авторами были Шекспир, Мильтон,
Спенсер. Ранняя его склонность к изучению истории сказалась в увлечении
средневековыми хрониками Фруассара и национальными шотландскими
преданиями. На 21-м г. он стал адвокатом, но очень мало занимался этой
профессией, скоро отдавшись всецело литературной деятельности. Он начал
со стихотворных переводов двух баллад Бюргера, "Донора" и "Дикий
охотник" (1796). В 1799 г. он получил место шерифа в Селькиркшире и
поселился там на ферме Ашскиль, на берегу Твида, с молодой женой,
француженкой по происхождению. Изданный им трехтомный сборник: ".
Мinsтrеlsу оf тне Sсоттisн Воrdеr" создал ему сразу литературное имя. В
состав сборника вошло несколько оригинальных баллад и множество
обработок южно-шотландских народных сказаний. В 1800 г. С. выступил с
большой поэмой: " Тне Lау оf тне lаsт мinsтrеl" - первой из целой серии
поэм, описывающих в романтическом духе рыцарский быт старинной
Шотландии. Самые выдающиеся поэмы или, вернее, стихотворные романы:
"Маrмiоn", " Тне Lаdу оf тне Lаке", "Тне Visiоn оf Dоn Rоdеriск",
"Rокеву", "Тне Lоrd оf тне Islеs", "Тне Fiеld оf Wатеrlоо", "Тне Вridаl
оf Тriеrмаin". К тому же периоду относятся литературно-исторические
труды С.: "Lifе аnd wоrкs оf Jонn Drуdоn" (1808) и "Lifе а. wоrкs оf
Dеаn Swifт" (1814 - 1817), а также "Воrdеr аnтiquiтiеs" (1814) и "Раul's
Lеттеrs то нis Кinsfоlк" (описание заграничных впечатлений, 1815).
Возрастающая литературная слава настолько увеличила состояние Вальтера
С., что он в 1812 г. приобрел поместье Абботсфорд, прославленное в
литературе как место происхождения романов Вальтера С. В Абботсфорде
закончены были последние поэмы С.; там же он начал серию своих
знаменитых романов. Самые выдающиеся из них: "Wаvеrlеу", "Guу
Маnnеring", "Тно Аnтiquаrу", "Оld Моrтаliту", "Rов Rоу", "Ivаnное", "Тне
Вridе оf Lамеrмооr", "Quеnтin Durwаrd", "Тне fаir маid оf Реrтн". С. вел
роскошный образ жизни, выстроил себе в Абботсфорде замок в средневековом
стиле, куда съезжались посетители отовсюду, и при своем неуменье вести
дела сильно запутался, особенно вследствие неудачных денежных
спекуляций; в 1826 г., когда случился крах банкирского дома, в котором
он был вкладчиком, он очутился не только без гроша, но и с огромным
долгом (117000 фн. стерл.). При этом его здоровье было уже сильно
расстроено. Феноменальное уменье работать при всех обстоятельствах
помогло ему отчасти справиться с бедою. В произведениях, написанных
после разорения, видны следы торопливой работы, но и некоторые из его
наиболее популярных романов, как напр. "Wооdsтоск", относятся к тому же
времени. Последними романами Вальтера С. были: "Соunт Rовеrт оf Раris" и
"Саsтlе Dаngеrоus". Кроме романов, он написал обширный исторический труд
"Lifе оf Nароlеоn Воnараrте" (1827), ряд литературных очерков,
исторических статей, "Историю Шотландии" для энциклопедии Ларднера, ряд
повестей под общим заглавием "Тне Снrоniсlеs оf Саnnоngате", другой
сборник "Таlеs оf а Grаndfатнеr" и др. Благодаря такому усиленному
труду, он в значительной степени уплатил свои долги, но здоровье его
окончательно испортилось, грозивший паралич лишал возможности работать,
поездки в Италию не принесли ожидаемой пользы; вернувшись на родину, он
умер в Абботсфорде. Благодарная Шотландия открыла подписку, чтобы
сохранить его семье поместье Абботсфорд, и воздвигла ему в Эдинбурге
великолепный памятник. Главное значение Вальтера С. заключается в том,
что он создал исторический роман. До него были попытки в этом роде, но
произведения его предшественников - Вальполя, м-сс Радклиф, Софии Ли,
Айерланда и др. - написаны без всякого проникновения в дух той или
другой исторической эпохи. Вальтер С. убедился из изучения своих
предшественников (как это видно, например, из его разбора романа Клары
Рив), что нужно стремиться в историческом романе скорее к
правдоподобности, чем к педантическому воспроизведению фактов, но вместе
с тем необходимо сохранять дух эпохи; стиль и язык должны быть
непременно архаичны, страсти и чувства должны представлять
общечеловеческий интерес. В этом духе написана вся серия романов
Вальтера С. (около 30-ти так называемых "Wаvеrlеу Nоvеls"), в которых
изображены выдающиеся драматичные моменты шотладской, английской и
общеевропейской истории, начиная от завоевания Англии норманнами до
ХVIII-го в. Критика упрекала С. в искажении истории ради драматического
интереса, а также в том, что он изображал только внешнюю сторону жизни,
быт различных эпох, не задумываясь над психологическим и философским
значением событий. Карлейль ставил ему также в вину отсутствие
каких-либо этических идеалов и цельного исторического и философского
миросозерцания. Упреки эти отчасти заслужены, но нельзя не признать, что
Вальтер С. дал широкую картину прошлого, вывел массу пластично
очерченных исторических характеров и во многом остался верен внутренней
психологической правде истории. Он сочетал реализм бытописания с
поэтической идеализацией характеров, и этим стал типичным выразителем
романтизма, с его страстным исканием неосуществимой в будничной
действительности красоты. Он несвободен от того увлечения сильными
страстями и стойкими характерами - в ущерб жизненной правде, - которое
отличает всю романтическую литературу. Лучший роман Вальтера С. -
"Айвенго", где изображен исход борьбы между саксами и норманнами и
представлена захватывающая картина английской истории в раннюю эпоху
феодализма. В "Красавице из Перта" сказалось в полном блеске уменье
Вальтера С. воссоздавать человеческие страсти; в характерах шотландских
героев объективность бытописателя чрезвычайно удачно сочетается с
субъективностью психолога. В романе "Квентин Дорвард" Вальтер С. дал
яркую характеристику хитроумного Людовика ХI-го. Романы С. далеко не все
одинакового достоинства, но лучшие из них - бесспорно художественные
произведения. Историческое значение Вальтера С. чрезвычайно велико; во
всех странах у него было множество подражателей. Немецкий романист
Вилибальд Алексис (Геринг) - один из самых видных между ними.

лондонское изд. 1839 г. Жизнь Вальтера С. изложена чрезвычайно
обстоятельно его зятем Локартом (1838). О С. писали Нuттоn ("Еngl. Меn
оf Lеттеrs", 1878), Wатт (1879), Уоungе (1887); по-нем. Еlzа (1864),
Евеrту (2-е изд., 1871); см. также Ноgg ("Тне Еттriск
Sнернеrd"),"Dомеsтiс маnnеrs а. рrivате lifе оf Sir W. S." (нов. изд.
1882).
Чтения" (1848 г. II сл.). С 1865 г. стало выходить сокращенное
иллюстрированное издание романов С. Л. Шелгуновою сокращены романы С.
(изд. Павленкова, для детей и юношества, с иллюстрациями). Недавно
появилось "Полное собрание сочинений С.", изд. "Вестником Иностр.
Литературы". См. Ф. Булгаков ("Историч. Вестник", 1884 г., 8), В.
Белинский ("Сочинения", I и Х), Брандес ("Главные течения литературы ХIХ
в.", М.. 1893), Дружинин ("Собрание Сочинений", т. IV), А. Кирпичников
("Вальтер С. и В. Гюго", СПб., 1891), Карлейль ("Отеч. Записки", 1857
г., 5), В. Майков ("Критич. опыты"), Тэи ("Развитие политич. и гражд.
свободы в Англии", т. II, СПб., 1871). Биографич. очерки: А. Паевская,
"Вальтер С."; Эльце, "Вальтер С." (изд. "Пантеона Литературы", СПб.,
1894). З. Венгерова.