Случевский


Случевский (Константин Константинович) - известный поэт. Род. в 1837
г. в дворянской семье. Окончив курс в 1-м кадетском корпусе, служил в
гвардии, затем поступил в академию генерального штаба, но в 1861 г.
оставил военную службу и отправился за границу. Несколько лет учился в
Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 г. получил степень доктора
философии. Вернувшись в Россию, служил по минист. внутр. дел и госуд.
имуществ. С 1891 г. главный редактор "Правительственного Вестника".
Состоит также членом совета главного управл. по делам печати и имеет
придворное звание гофмейстера. Литературную деятельность начал в
"Общезанимательном Вестнике" 1857 г., затем помещал стихи в
"Иллюстрации", а в 1860 г. появляется с целым рядом стихотворений в
"Современнике" и "Отеч. Записках". Они сразу обратили на себя большое
внимание. Мнение критики в оценке произведений молодого поэта
разделились. Таких выдающихся эстетических ценителей, как Тургенев и
Аполлон Григорьев, они привели в восторг. Эти восторги вполне понятны,
потому что к числу первых стихотворений С. принадлежат "Статуя",
"Весталка", "Мемфисский жрец" и др., до сих пор остающиеся лучшими
произведениями С. Звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность
настроения давали основание надеяться, что из дебютанта выработается
серьезная поэтическая сила. Аполлон Григорьев, с свойственным ему
отсутствием меры, превозносил талант С. в таких преувеличенных
выражениях, что вызвал столь же неумеренные нападки влиятельной тогда
"Искры", которая начала выуживать у С. неудачные выражения и сделала его
мишенью злых и остроумных насмешек. Гонение "Искры" болезненно
подействовало на поэта: он исчезает со страниц журналов и только в 1866
г. выпускает три полемические брошюры против теорий Чернышевского и
Писарева, под общим заглав.: "Явления русской жизни под критикою
эстетики" (СПб., 1866 - 67). На стихотворное поприще С. возвращается
только в 1878 г., выпустив особым приложением к новогоднему © "Нового
Времени" поэму: "В Снегах". Успех поэмы, в которой есть красивые места,
(встреча 12 витязей-месяцев у костра), поднял настроение автора, и он
деятельно начинает печатать в разных журналах лирические стихотворения,
поэмы, мистерии, баллады и др., которые были собраны в 4 книжках (СПб.,
1881 - 90), а затем вошли в состав "Сочинений К. К. Случевскаго", изд.
А. Ф. Марксом, в 6 т. (СПб., 1898). С. написал также ряд повестей и
рассказов, собр.. в книжках "Виртуозы" (СПб., 1882), "Застрельщики"
(СПб., 1883), "33 рассказа" (СПб., 1887), "Профессор бессмертия" (СПб.,
1892), "Историч. картинки" (СПб., 1894) и в 5 и 6 т. "Собр. Сочинений".
Наиболее известен "Профессор бессмертия" - смесь беллетристики, не
особенно яркой, и чистоотвлеченных рассуждений на религиозно-философские
темы. Совершив несколько поездок по России в свите вел. кн. Владимира
Александровича, С. описал их в соч.: "По северу России. Путешествие Их
Имп. высоч. вел. кн.. Владимира Александровича и вел. кн. Марии
Павловны" (СПб., 1888) и "По северозападу России" (СПб., 1897). Для
сцены С. написал "Город упраздняется" (в сотруд. с В. А. Крыловым) и
"Поверженный Пушкин" (1899). Кроме того он напеч. "Книжки моих старших
детей" (М., 1890 - 92), брошюры: "Историч. значение св. Сергия" (М.,
1891), "Государств. значение св. Сергия и Троицко-Сергиевской лавры"
(М., 1889 и СПб., 1892) и др. Поэзия С. до сих пор вызывает такое же
разделение мнений, как и сорок лет тому назад. Группирующийся около С.
кружок поэтов (редакция юмористич. листка "Словцо" и альманаха
"Денница") ставит его очень высоко, называет "королем" современной
русской поэзии (Платон Краснов), посвящает ему особые книги (Аполлон
Коринфский, "Поэзия К. К. Случевского", СПб., 1900) и т. д.; но
значительная часть журналистики относится к С. холодно, а подчас и
насмешливо. При присуждении в 1899 г. Пушкинских премий Н. А.
Котляревский, которому II отд. академии наук поручило разбор
стихотворений С., высказался за назначение маститому поэту награды 1-го
разряда - полной премии, но большинство голосов постановило ограничиться
почетным отзывом. Неодинаковому отношению критики к С. вполне
соответствует неровность поэтических достоинств его стихотворений. Ни у
одного из наших поэтов с именем нет такого количества слабых
стихотворений. Недостатки доходят подчас до курьезов (хор в мистерии
"Элоа", начинающийся словами: "Была коза и в девушках осталась";
введение в русскую речь французского апострофа - "Ходят уши настр'жа и
мн. др.). Самый стих Случевского, в начале его деятельности звучный и
красивый, с годами стал тяжел и неуклюж, в особенности в стихах
полуюмористического и обличительного характера, (напр. "Из дневника
одностороннего человека"). В стихотворениях и поэмах мистического
характера ("Элоа" и др.) символизм и отвлеченность переходят иногда в
непонятность. Но вместе с тем, у С. есть несомненные и незаурядные
достоинства. Первое место в ряду их занимает полная самостоятельность. У
С. почти нет перепевов; все, что он пишет, носит отпечаток собственной
его душевной жизни. Стихотворением, поставленным во главе собрания его
сочинений, он сам называет себя поэтом "неуловимого", которое "порою
уловимо". В этом отношении он, в наиболее удачных из своих "дум",
напоминает Тютчева. Он ищет в "земном творении" "облики незримые, глазу
незаметные, чудеса творящие"; он убежден, что "не все в природе цифры и
паи, мир чувств не раб законов тяготенья, и у мечты законы есть свои".
Это дает ему в лучшие моменты творчества истинную внутреннюю свободу и
поднимает на большую высоту его лирическое настроение. В ряду лирических
стихотворений С. выдаются последние по времени произведения его музы
черпающего свою бодрость именно в том, что "жизнь прошла", что поэт "ни
к чему теперь негоден", что "мгла" "своим могуществом жестоким" его не в
силах сокрушить, что "светом внутренним, глубоким" он может "сам себе
светить".