Сократовское


Сократовское положение о единстве знания и добродетели и следствия из
него были усвоены позднейшей греческой философией, правда, с некоторыми
ограничениями (напр., у Аристотеля признание этической добродетели,
основанной на привычке, на ряду с дианоэтической). Из отожествления
знания и добродетели вытекали два существенных вывода: 1) никто не зол
по доброй воле, а лишь по незнанию; знающий, не может поступать дурно; и
2) всякий может стать добрым, приобретя знание, развивши свой интеллект
(ср. диалог Платона "Протагор"). Великое значение принципа С., столь
противоположного нашему миропониманию, притом может быть и не вполне
согласного с фактами психической жизни, заключалось в духовной свободе,
которая была провозглашена этим принципом, в возможности для каждого
человека освободиться от темного природного основания, полученного в
удел при рождении. Действительно, если в этом интеллектуализме С. можно
видеть некоторый психологический детерминизм, то с другой нельзя не
усмотреть в нем и торжества разума над неразумной волею. На этой стороне
понимания принципа С. постоянно настаивал, указывая на необходимость для
человека властвовать над своими страстями, подчинять их разуму, не
избегая, впрочем, наслаждений, так как наслаждения составляют
существенный элемент человеческого счастья. С. вовсе не был аскетом, но
он никогда не дозволял страстям брать верх над разумом, почему именно С.
стал идеалом мудреца и его имели в виду различные греческие философские
школы, когда изображали портрет мудреца.