Соломон


Соломон (евр. Шеломо, араб. Сулейман) - третий и величайший царь
израильского народа. Второй сын Давида от Вирсавии, С. еще при жизни
отца был назначен ему преемником и вступил на престол 16-тилетним
юношей. Воспитанник пророка Нафана, С. был от природы одарен светлым
умом и проницательностью. Прежде всего он позаботился водворить
внутренний мир вокруг престола и окружить себя доверенными лицами, с
помощью которых он мог свободно вести и внутреннюю, и внешнюю политику.
Царствование его сделалось синонимом мира и народного благоденствия.
Египетский фараон выдал за него, свою дочь, за которой С. получил в
приданое важный город Газер, командовавший равниной Филистимской - этой
большой дорогой между Египтом и Месопотамией. Быстро развилась торговля,
много содействовавшая обогащению как двора, так и всего народа. В
Иерусалиме скопливалось так много драгоценных металлов, что золото и
серебро, по библейскому выражению, сделались как бы равноценными
простому камню. Устроив внутренние дела государства, С. приступил к
сооружению храма, который впоследствии сделался знаменитейшим из храмов
не только по его внутреннему значению, но и по внешнему великолепию и
красоте. При этом С. пользовался добрыми услугами своего соседа - царя
тирского, Хирама, который снабжал его как лесом и другими строительными
материалами, так и первоклассными художниками и архитекторами. Храм
(начатый в 480 г. после исхода из Египта, следовательно около 1010 г. до
Р. Хр.) закончен был в 7 1/2 лет, после чего было совершено
торжественное его освящение. Соседние государи предпринимали путешествия
издалека, чтобы повидать еврейского царя, слава о мудрости и делах
которого успела распространиться по всему востоку. Таково было посещение
царицы Савской . Роскошь С. требовала огромных средств, которые и
доставлялись быстро развивавшейся мировой торговлей. Особенно важен был
в этом отношении союз с Тиром, главным городом Финики, тогдашней
владычицы Средиземного и других морей. К нему стягивалась торговля из
всех стран Азии, но так как все главные азиатские торговые рынки
находились в подчинении у С., то и вся торговля по необходимости
проходила чрез его владения, и самый Тир был лишь как бы богатейшим
портом Палестины, находясь в полной зависимости от нее и в
продовольственном отношении, так как она была главной и почти
единственной житницей финикийских городов. Чтобы стать еще независимее
от финикиян, С. завел свой собственный флот, корабли которого делали
далекие плавания и привозили как золото, так и редкие произведения.
Корабли С. доходили до Геркулесовых столбов. Торговля давала казне С.
большой ежегодный доход в 666 талантов золота (1 тал. = 125000 руб.
зол.). В эту лучшую пору своего царствования С. вполне воплотил в своем
лице идеал того "царя мира", о котором мечтал миролюбивый народ и память
о котором впоследствии сохранялась в предании. Но окружавшая его
восточная роскошь не замедлила оказать на С. свое развращающее влияние.
Подобно другим восточным деспотам, он предавался неумеренному
сладострастию, завел огромный гарем ("и было у него 700 жен и 300
наложниц"); под влиянием иноземных жен-язычниц, он ослабел в своей
ревности к вере отцов и в самом Иерусалиме, к ужасу народа, построил
капища для культов Молоха и Астарты. Усилившиеся до крайности налоги
стали обременять народ, который роптал и жаловался; блистательное
царствование С. закончилось грозными признаками внутреннего разложения.
История не говорит, как повлияли на него все эти испытания и тревоги, но
оставленные им книги и особенно "Екклесиаст" дополняют картину его
жизни. Тут мы видим человека, который испытал все удовольствия жизни и
до дна испил чашу земных радостей, и все-таки остался неудовлетворенным,
и в конце концов с грустью восклицает: "Суета сует, все суета и томление
духа"! С. умер в Иерусалиме на 40 г. своего царствования (1020 - 980 г.
до Р. Хр.). История его жизни излагается в 3 книге Царств и 2 кн.
Паралипоменон. См. Лопухин, "Библейская История при свете новейших
исследований и открытий", т. II.