Сосницкий


Сосницкий (Иван Иванович) - знаменитый актер (1794 - 1877). Отец его,
повидимому, был капельдинером. С. отдан был в театральное училище 6-ти
лет и уже 13-и лет выступал на большой сцене, в драме Крюковского
"Пожарский". Наибольшее участие в сценической карьере С. принял князь
Шаховской, когда в 1811 г. устроил, так называемую, молодую труппу, в
которую С. и был в том же году выпущен. Первый большой успех С. имел в
пьесе Шаховского: "Липецкие воды или урок кокеткам". С тех пор почти все
роли повес и вертопрахов перешли к С.; многие авторы стали даже
специально переводить для него с французского пьесы с ролями его амплуа
(между прочим, и Грибоедов комедию в стихах "Молодые супруги"). Но
постепенно роли его становились все разнообразнее. Первенствующее
положение С. приобретает с появлением на сцене "Горя от ума" и
"Ревизора". В "Горе от ума" (1829) С. играл и Чацкого, и Загорецкого и
Репетилова; последняя роль - одно из лучших созданий артиста - осталась
за ним на всю жизнь. В "Ревизоре" (1836) С. создал роль Городничего,
вполне удовлетворив автора. Главным образом, однако, С. приходилось
создавать свои типы в водевилях, заменявших тогда веселую комедию, в
драмах Кукольника и Полевого, и лишь изредка в классических переводных
пьесах ("Тартюф", Полоний - в "Гамлете", Арнольф - в "Школе женщин",
Вурм - в "Коварстве и любви"). Театр Островского С. мало ценил и даже
восставал против него. Островский появился, когда С. шел уже шестой
десяток лет и артист был обойден в этих пьесах. Он, однако, не хотел
признавать своей старости и в письмах в близким знакомым много жалуется
на то, что ему не дают новых ролей. В новом русском репертуаре С., все
же, еще успел и в старческие годы создать несколько типичных лиц (в
пьесах А. Потехина - "Мишура" и "Виноватая"; Н. Потехина - "Доля-горе",
Пальма - "Благодетель", Устрялова - "Разрыв", Манна - "Паутина" и др.).
Последняя сыгранная им роль была в комедии Минаева "Либерал"). -
Белинский не сразу оценил С.; во время приезда его в Москву, он написал
даже довольно ядовитую статью, озаглавив ее именем С. и наговорив в ней
много про других актеров, но ни слова про С. Впоследствии, в Петербурге,
Белинский отдал вполне справедливость С. и писал о нем: "Сосницкий
превосходен, невозможно требовать большего отречения от личности, - это
перерождение, подобное Протею. В этом его превосходство над Щепкиным".
С. был тоже превосходным учителем сценического искусства. Ему всецело
обязана своей карьерой знаменитая Варвара Асенкова, сестры Самойловы и
др. В 1861 г. торжественно праздновался пятидесятилетний юбилей С. и в
1871 г. - шестидесятилетний. В частной жизни С. отличался добродушным
характером. Жена артиста С.,. Елена Яковлевна, дочь певца Воробьева -
была очень красива собой, выступила на сцену в 1814 г. сначала в опере
"Иван Сусанин" (роль Алеши), Шаховского и Кавоса. Впоследствии
отличалась художественной разработкой тонких комических ролей. Одна из
лучших ролей С. - роль Сусанны в "Свадьбе Фигаро". С годами артистка
постепенно меняла свое амплуа, исполняя постоянно с одинаковой
разработкой и успехом свои роли. В последние годы жизни одним из
блестящих созданий ее было исполнение роли Кауровой, в ком. Тургенева
"Завтрак у предводителя". Умерла в 1855 г., жертвой своего ревнивого
отношения к своей сценической деятельности; не желая уступить роль
Ланской, она играла больная и болезнь обострилась. Ср. брошюру по поводу
юбилея С. (СПб. 1861 г.). Статьи в "Художественн. Листке" Тимма и
"Портретной галерее" Мюнстера; "Летопись русск, театра" Арапова;
"Хроника Спб. театра" Вольфа (с ошибками). Письма С. к Читау ("Русск.
Вестн. ", 1882, © 8), "Русская Старина" (1880, т. ХХIХ), "Записки П.
Каратыгина" (1880); статьи по поводу юбилея и некрологи: "Петерб. Вед. "
(1861), "Всемирная Иллюстр.", "Иллюстр. Газета", "Петербургский Листок"
(1871), "Ежегодник импер. театров" за 1892 - 1898 гг. В. К.